Приносят ли роботы экономический эффект
Рынок переживает настоящий RPA-бум. Компании стремятся не просто передать роботам несложные рутинные задачи, но и создать полноценных цифровых сотрудников. Примечательно, что для этого можно привлекать не только ИТ-специалистов, но и рядовых членов коллектива. После непродолжительного обучения они смогут самостоятельно создавать роботов. Однако бизнес все чаще задается вопросом, насколько экономически выгодна роботизация. Ответ на это вопрос постарались найти участники организованной CNews Conferences конференции «Роботизация бизнес-процессов 2025».
Секрет успеха RPA
С помощью роботизации бизнес должен решать свои проблемы, а сотрудники — понять, что рутинную работу теперь не обязательно делать по старинке. Тем не менее, статистика говорит о том, что 70% проектов терпят неудачу из-за сопротивления сотрудников. По опыту Ильи Кочетова, директора по технологическому развитию платформы Primo RPA, для того чтобы проект «взлетел», необходимы поддержка со стороны сотрудников и руководства, достаточность ресурсов, постановка правильных целей, постоянное улучшение сервиса на основе обратной связи от пользователей.
Почему внедряют RPA
Он рассказал о платформе Primo RPA AI Server. Это интеллектуальная среда для обучения, использования и интеграции алгоритмов ИИ, включая большие языковые модели (LLM), в процессы роботизации или автономно. «При этом, если роботизация в два раза дороже автоматизации, ей никто не будет заниматься», — говорит Илья Кочетов.
Что умеет Primo RPA AI Server
Найти процессы для внедрения RPA, посчитать экономический эффект непросто. Кроме того, люди часто боятся, что их рабочие места отдадут роботам, а они останутся не у дел. «В отличие от понятной личной пользы, например, сгенерировать картинку или текст для какой-нибудь статьи, встраивание ИИ как компонента оптимизации бизнес-процессов компании требует дополнительных усилий», — говорит Павел Сергеев, исполнительный директор Robin, компания SL Soft. Инициаторы таких проектов часто сталкиваются с недоверием к роботам со стороны пользователей. Причина проста — люди часто не видят, как работает робот, и им сложно оценить эффект.
Павел Сергеев предложил использовать Robin.Ассистент — готовое решение, эффект от внедрения которого виден сразу. Он встраивается в любое пользовательское приложение, в том числе мобильное. Это не просто локальный GhatGPT, а полноценное рабочее место, имеющее доступ к данным и документам. Robin.Ассистент может сам создавать документы и отправлять их по заданному маршруту.
Функциональность Robin.Ассистент
В решении уже есть преднастроенные процессы и программные роботы. Также предусмотрена возможность изменения существующих и создания новых навыков с помощью No-Code.
«Цель RPA — не увольнять, а привлекать и развивать сотрудников», — говорит Олег Парфилов, директор по персоналу ММК. По его мнению, RPA дает возможность компенсировать текучесть персонала, не отвлекать сотрудников при возникновении новых задач, перераспределять нагрузку. За последние 5 лет компании удалось заполнить с помощью роботов 179 рабочих мест.
Например, вместо сотрудника, который ушел из компании по причине выхода на пенсию, переезда и т.д. выходит цифровой сотрудник, выполняющий рутинные операции, такие как обработка запросов от сотрудников компании, подготовка отчетной информации. Также благодаря роботизации процесса обработки откликов кандидатов на вакансии ММК не пришлось нанимать нового рекрутера.
ММК планирует передать всю рутинную работу роботам. Для этого в компании активно запускают цифровых помощников, открыли Академию Next, используют Citizen developers RPA, синхронизируют RPA с Process mining и Task mining и формируют у сотрудников новый тип мышления. «RPA — это технология для комфортной работы. Если сегодня вы не используете RPA, вы рискуете проиграть в борьбе за сотрудников, то есть проиграть конкурентам», — уверен Олег Парфилов.
«В этом году RPA-отделы крупных компаний вынуждены будут меняться», — уверен Константин Артемьев, генеральный директор Sherpa Robotics. Изначально роботы создавались как замена конкретных пользователей. Потом с их помощью начали автоматизировать процессы, которыми пользуется несколько человек. Сейчас растет спрос на роботов, которые могут закрывать конкретные навыки сотрудников, и эти навыки интегрируются в рабочие процессы.
Sherpa Robotics предлагает новый подход к разработке и использованию программных роботов и интеллектуальных агентов Sherpa AI. Его основой стал Sherpa AI Server — первая платформа для реализации LLM моделей в закрытом контуре компании. Она поддерживает семантическое хранилище документов. Простых ассистентов можно создать в Sherpa AI Server двумя кликами. Также на базе Sherpa AI Server можно реализовать цифрового двойника компании.
Sherpa AI Server
Sherpa Autopilot дает возможность создавать навыки для выполнения множества задач: завести лида в CRM, создать презентацию по корпоративному шаблону, суммаризовать видео, отскорить резюме кандидата на соответствие вакансии и пр. Также Sherpa Autopilot скоро сможет отлаживать сценарии роботов, изучать документацию в процессе разработки — такая возможность появится через 2 месяца.
Юрий Алексеев, генеральный директор Deploy, поделился опытом использования RPA как инструмента импортозамещения. Российское представительство со штаб-квартирой в Европе вело оперативный учет в SAP, а бухгалтерский и налоговый учет — в 1С. В компании подумывали об интеграции SAP и 1С, но на реализацию этого проекта требовалось около 7 месяцев. В качестве альтернативы решили внедрить цифровых сотрудников, которые будут переносить данные из SAP в 1С и отчитываться о проделанной работе в Telegram. Роботы приступили к работе уже через месяц.
SAP — 1C. Объем интеграции
Через 9 месяцев заработала интеграция SAP и 1С, роботы стали не нужны, и их отправили на другую работу. «И в этом огромное преимущество RPA», — говорит Юрий Алексеев.
По словам Дмитрия Зобова, директора по работе с корпоративными клиентами Puzzle RPA, его компания когда-то внедряла RPA на базе Electroneek. Когда Electroneek покинула российский рынок, найти ей альтернативу не удалось. «Сейчас роботизация в России — это либо дорого, либо неэффективно, либо очень сложно. Много проектов не выживает в стадии пилотирования», — говорит Дмитрий Зобов.
Практически все отечественные платформы требуют сложных доработок. Low-code и no-code не работает — пользователи не могут и не хотят делать роботов, у них нет на это времени и высокая загруженность по своим задачам. При этом многие считают, что достаточно встроить GPT, и все проблемы исчезнут, а роботы снова станут великими. На деле же ИИ без четкой цели не работает.
Что такое Puzzle RPA
В компании создали собственную платформу роботизации нового поколения RPA+. Это витрина роботов, управлять которыми может центр компетенций — команда, которая занимается всей роботизацией компании, масштабирует роботов на десятки тысяч сотрудников, администрирует их и управляет правами. Роботы не лицензируются, их можно сделать любое количество. Они не привязаны к платформе — их можно выгрузить как файлы .exe и управлять ими при помощи «Витрины роботов».
Валентин Драздов, менеджер по развитию продукта RPA PIX Robotics, уверен, что сегодня RPA — это общепризнанный эффективный инструмент автоматизации. Он провел аналогию с пятью классическими стадиями принятия неизбежного, чтобы показать, как с помощью решений PIX можно успешно внедрить RPA-платформу в компаниях, преодолевая стереотипы и сопротивление новому.
На стадии отрицания, когда звучат заявления, что технологии RPA — это «костыль», который не может стабильно работать, компания предлагает ответ в виде мощного инструмента PIX Studio 3.0. Когда приходит гнев, о сложности встраивания роботов в инфраструктуру компании, на помощь приходит PIX Master 3.0.
PIX Master 3.0: OpenTelemetry
На стадии торга, когда решения RPA пытаются изолировать от основных систем, проблема встраивания использования роботов в повседневную жизнь обычных пользователей решается при помощи PIX Runner 3.0. Когда наступает депрессия, и роботизацию пытаются представить как слишком сложную технологию, компания предлагает методические материалы в виде PIX Пром и выполнение анализа бизнес-процессов с использованием PIX Процессной Студии и RPA-помощника.
Окупаемость RPA-проектов
ЦТР «Некст» возник как дочернее предприятие Магнитогорского металлургического комбината (ММК) и занимался его роботизацией. Сегодня в ММК роботизировано более 350 бизнес-процессов. «Главный вопрос, который поставил перед нами бизнес, — окупятся ли RPA-проекты?», — говорит Михаил Верисов, директор ЦТР «Некст». Да, если правильно подходить к тому, что роботизировать, уверен он.
Причин неудачи RPA-проекта несколько. Это может быть выбор неподходящих процессов для роботизации, отсутствие поддержки руководства и сопротивление сотрудников, ошибки в расчете ROI, слабая координация между бизнесом и ИТ, попытка роботизировать «грязные» процессы, ошибки в выборе инструментов и вендоров, ожидание мгновенного результата.
Эффект от внедрения RPA в ММК
Михаил Верисов подчеркнул, что развитие RPA — это стратегия, а не разовые проекты. «Если внедрять роботов системно, они станут неотъемлемой частью цифровой трансформации, а не игрушкой для ИТ. И, конечно, RPA надо интегрировать с другими технологиями», — говорит он. При этом экономический эффект начнет проявляться на горизонте 2-3 лет.
«Внедряя RPA, мы в первую очередь думали об эффективности», — говорит Андрей Морозкин, директор по операционной эффективности «Финам». Создание «корпоративного ИИ-мозга» начали с GPT Boost — разработали учебный курс и провели хакатон, который позволил быстро оценить потенциал от внедрения ИИ и сформировать требования к экосистеме. По его результатам было запущено 8 пилотов.
Затем появился Ghat.AI — инструмент корпоративного доступа к LLM. В июне 2024 г. благодаря ему удалось сэкономить почти 4 тыс. часов времени на рутинных задачах, экономический эффект составил 5,7 млн руб. Следующим шагом стало пилотирование ИИ-ассистентов и создание экосистемы для их запуска Finam Flow. «Ассистенты постепенно учатся и становятся частью корпоративного мозга «Финам», — говорит Андрей Морозкин.
Иван Дашкевич, ведущий эксперт ЦК AI «Финам», рассказал, что в компании создана мультиагентная система. В ней существует главный ассистент, который делегирует вопросы специализированным ассистентам. Если у ассистента нет ответа на вопрос, он ищет сотрудника, который может помочь, отправляется к нему и запоминает сказанное. Также система постоянно развивается — в ней есть ассистент, который изучает историю диалогов и формирует предложения по улучшению других ассистентов.
В 2020 г. в ОМК была создана собственная команда роботизации, внедрена платформа UiPath. В 2023 г. в ходе импортозамещения компания перешла на Primo RPA. В 2025 г. началось пилотирование Primo AI Server и инструментов Process mining, стартовала реализация программы Citizen Developers, цель которой — научить всех желающих самостоятельно создавать роботов. «При автоматизации сложно рассчитать экономический эффект от внедрения какой-либо системы. С роботами все проще — можно четко определить и затраты на внедрение, и эффективность», — говорит Павел Ульихин, руководитель практики автоматизированной роботизации бизнес-процессов ОМК.
Он рассказал, как в его компании рассчитывают эффект от роботизации. Учитывают не только как экономию трудозатрат сотрудника (в ФОТ), но и дополнительные показатели, такие как экономия общехозяйственных и накладных расходов, учет в экономии технических перерывов сотрудников, «обнуление» коэффициента отсутствия сотрудника, экономия на доплатах при замещении отпуска и за счет отсутствия текучести персонала, исключение вероятности ошибки при выполнении операции человеком. При этом ФОТ используют не исторический, а прогнозный на 5 лет вперед.
Роботизация глазами заказчиков
В ВТБ уже несколько лет создают автономных роботов (работают по расписанию на серверах), роботов-помощников (запускает сотрудник), роботов-автотестировщиков, эмулирующих действия пользователей. В роботизации задействованы 73 информационные системы, рассказал Олег Тихомиров, лидер стрима RPA ВТБ.
Роботизация в ВТБ сегодня
ВТБ первый на российском рынке перевел роботов на Linux. Миграция затронула платформу роботизации и рабочие места. В процессе перехода было важно обеспечить плавную и бесшовную поддержку бизнес-процессов и сохранить всех роботов. В результате было переведено около 70 роботов, при этом часть процессов были пересмотрены и улучшены для работы в новых системах и для повышения эффективности.
Для реализации проекта потребовалась доработка платформы Primo RPA. Были реализованы возможность работы с браузером Yandex, интеграция с «МойОфис», поддержка работы с диаграммами в Linux студии, запуск роботов из оркестратора. Также была устранена выявленная службой ИБ блокирующая уязвимость Open Source библиотек. В результате ВТБ сохранил актуальный и импортонезависимый инструмент цифровой трансформации.
В «Продо» существует объединенный центр обслуживания. О его роботизации в группе компаний задумались в 2024 г. Проанализировали рынок, выбрали решение PIX RPA, с помощью подрядчика запустили пилот и одновременно занялись созданием собственного центра компетенций, рассказал Семен Кузнецов, руководитель группы автоматизации и роботизации бизнес-процессов ГК «Продо». В ноябре 2024 г. были запущены два проекта: «Банковские выписки» и «Платежные реестры», на сегодняшний день они уже роботизированы.
Семен Кузнецов поделился опытом внедрения роботов и рассказал о проблемах, с которыми столкнулась компания. В 2025 г. процесс роботизации будет продолжен, а к 2026 г. в «Продо» появится собственный центр компетенций RPA.
Для успеха RPA-проекта необходимы современная платформа, фреймворк, команда с соответствующими компетенциями и вовлеченность в процесс роботизации подразделений, для которых создаются роботы. Вячеслав Подгорнов, начальник управления развития инструментов эффективности бизнес-процессов группы «Московская Биржа», рассказал, что при формировании команды его компания сразу применяла продуктовый подход — в ее состав были включены владелец продукта, бизнес-аналитик, разработчик и специалист по сопровождению и администрированию. В дальнейшем для каждого владельца продукта было создано две команды, которые должны создавать интегрируемые решения. Вячеслав Подгорнов подробно рассказал, как выстроен процесс запуска роботов в группе «Московская Биржа».
Александр Симонов, руководитель дирекции роботизации банка Уралсиб, поделился опытом выстраивания дорожной карты процесса роботизации. «Очень важно проводить встречи и рассказывать сотрудникам, что такое роботы и какие задачи им можно поручить. Когда мы начали это делать, из подразделений стали приходить инициативы, и у нас появилась возможность выбрать проекты», — рассказал он и посоветовал заранее договариваться об артефактах роботов и вести список данных о них — он обязательно когда-нибудь понадобится.
Евгений Шульман, ведущий эксперт по роботизации банка Уралсиб, рассказал, какие проблемы и препятствия возникают на пути создания роботов. Он поделился опытом создания эффективной команды, рекомендовал изначально определиться с политикой формирования наименований файлов, папок, документов, тщательно вести всю документацию. Регулярные встречи, четкое разделение обязанностей, обмен знаниями, взаимное доверие и уважение в коллективе помогут сделать RPA-проект по-настоящему успешным.
Внедрение роботов в X5 Group началось в 2017 г., и на сегодняшний день их число приближается к 250. Денис Астафьев, старший разработчик X5 Tech, затронул важную тему обеспечения безопасности RPA. Для этого необходима безопасная RPA-платформа, которая гарантирует тестирование новых версий, постоянное отслеживание изменений, устойчивость к сбоям. Не менее важно правильно организовать управление доступом для роботов: разделение прав и действий, выстраивание работы с секретными данными. И, конечно, нельзя забывать о безопасности данных — логировании действий роботов и их анализе на уязвимости.
В Россельхозбанке давно используется Task Mining и Process Mining, с их помощью был составлен список из 30 приоритетных процессов, подлежащих роботизации, рассказал Никита Казьмин, руководитель Центра компетенций Process Mining & RP «РСХБ-Интех». Начать решили с трех процессов: выгрузка реестра проведенных документов в рамках завершенного операционного дня; резервирование депозитного счета ЮЛ; поиск резюме кандидатов на сайтах-агрегаторах. В 2024 г. эти процессы были успешно роботизированы. Теперь в банке мечтают о создании настоящих цифровых сотрудников.
Татьяна Левина, администратор портфеля проектов, координатор центра компетенций RPA, Газпромтранс, уверена, что разговоры о том, что через 2-3 года интерес к роботизации сойдет на нет, совершенно беспочвенны. Существует два подхода к внедрению RPA: гражданская роботизация, когда сотрудники сами могут создавать роботов, и RPA как ИТ-инструмент. И в том, и в другом случае робот может стать прототипом для штатной автоматизации.
В 2022 г. в Газпромтрансе силами подрядчика запустили трех роботов. Одновременно проводили обучение сотрудников, и один из них создал первого гражданского робота. Для популяризации такого подхода в компании запустили новостной канал, создали базу знаний на корпоративном портале, обеспечили возможность обмена опытом с коллегами. Благодаря этому в 2023 г. в компании появилось 7 роботов, а в 2024 г. их стало 43. «Люди узнали и прочувствовали, какие кейсы можно реализовать с помощью роботов», — говорит Татьяна Левина.