Разделы

Бизнес Цифровизация Конференции

Приносят ли роботы экономический эффект

Рынок переживает настоящий RPA-бум. Компании стремятся не просто передать роботам несложные рутинные задачи, но и создать полноценных цифровых сотрудников. Примечательно, что для этого можно привлекать не только ИТ-специалистов, но и рядовых членов коллектива. После непродолжительного обучения они смогут самостоятельно создавать роботов. Однако бизнес все чаще задается вопросом, насколько экономически выгодна роботизация. Ответ на это вопрос постарались найти участники организованной CNews Conferences конференции «Роботизация бизнес-процессов 2025»

Алексей Николаев: Даже самая продвинутая автоматизация не заменит RPA

В любой организации есть ручные операции, на выполнение которых сотрудники тратят очень много времени. И большинство из них можно роботизировать, освободив время для решения более творческих задач, рассказал Алексей Николаев, директор по стратегическому развитию Primo RPA.

CNews: Сегодня очевидно, что организация не может эффективно работать без автоматизации. Но действительно ли ей так нужна роботизация?

Алексей Николаев: Вопрос закономерен, особенно когда в компании уже внедрена автоматизация. Но RPA выходит за рамки обычной автоматизации и даёт ещё больше возможностей для роста. Программные роботы берут на себя повторяющиеся рутинные задачи, ускоряют выполнение операций в разы и практически исключают риск человеческих ошибок.

Даже если в организации уже налажены процессы, почти всегда остается ряд ручных операций, от которых можно избавиться, сохранив человеческие ресурсы для более значимых задач. Роботы могут заниматься обработкой документов, работать с базами данных, интегрировать разные системы через пользовательский интерфейс и в целом обеспечивать более быструю и надежную передачу информации.

Роботизация помогает бизнесу гибко реагировать на изменения рынка, улучшать клиентский сервис и поддерживать устойчивое развитие. Даже самый продвинутый уровень классической автоматизации не способен заменить те преимущества, которые дает RPA.

CNews: Как выделить процессы, роботизация которых принесет наибольший эффект?

Алексей Николаев: Для автоматизации с помощью RPA, как правило, подходят процессы, которые стандартизированы, регулярно повторяются и содержат большой объём легко считываемых данных. Рассмотрим подробнее основные категории таких процессов и примеры их автоматизации с помощью программных роботов.

Стандартизированные процессы — это монотонные и чётко регламентированные задачи, не требующие творческого подхода:

  • Обработка заказов: робот не только фиксирует новые заказы, но и проверяет наличие товаров, выставляет счета и отправляет уведомления клиентам.
  • Управление документами: автоматизированная система распознаёт текст, классифицирует документы и размещает их в нужных хранилищах.
  • Мониторинг систем: RPA-роботы могут эмулировать действия пользователя, отслеживать состояние систем и уведомлять администратора при сбоях.

Большой объём данных и цикличность — это множество однотипных операций, которые необходимо повторять регулярно:

  • Бухгалтерские операции: обработка счетов, выставление счетов клиентам и учёт расходов.
  • Сбор и анализ данных: RPA пригодится для сбора маркетинговой информации, анализа цен конкурентов, подготовки отчётов и другой аналитической деятельности.
  • Обработка заказов и транзакций: в розничной торговле и финансовом секторе роботы проверяют соответствие сделок нормативам, формируют отчёты и отправляют уведомления о статусе операций.

Читаемые вводные данные — это использование форматов, которые легко обрабатываются программой: текстовые документы, электронные таблицы, базы данных и т. п. В таком случае становится возможным:

  • Извлечение информации из документов: робот извлекает нужные данные (например, суммы или даты) из текстовых файлов и заносит их в базу данных.
  • Анализ и обработка электронных таблиц: автоматически создаются сводные таблицы, проводятся расчёты, формируются отчёты.
  • Внесение данных в базы: RPA решает задачу регулярного обновления базы клиентов, включая сбор и проверку данных из различных источников.

CNews: Что надо сделать для того, чтобы проект роботизации стал по-настоящему успешным?

Алексей Николаев: Для того чтобы проект роботизации стал по-настоящему успешным, важно грамотно подойти к каждому этапу внедрения. Необходимо сформулировать чёткие бизнес-цели: роботизация должна решать конкретные задачи и приносить ощутимые результаты. Это может быть сокращение затрат, ускорение операций и уменьшение ошибок.

Также следует правильно выбрать процессы для автоматизации. Напомню, они должны быть повторяемыми, содержать легко считываемые данные и не требовать сложных нетиповых решений.

Далее необходимо заручиться поддержкой руководства и собрать межфункциональную команду, куда войдут не только технические специалисты, но и представители бизнес-подразделений. Такой подход позволит учесть все нюансы процессов и обеспечить надлежащее сопровождение роботов на протяжении всего их жизненного цикла.

Начинать внедрение стоит с небольшого и понятного кейса, чтобы протестировать возможности платформы, определить потенциальные трудности и получить ранние результаты. После отработки пилота можно масштабироваться, применяя проверенные методики на новых процессах.

Наконец, важно спланировать систему мониторинга и сопровождения роботов. Регулярно оценивать эффективность (время выполнения, экономию затрат), контролировать корректность работы и при необходимости вносить изменения — всё это гарантирует долгосрочный успех и высокую отдачу от инвестиций в роботизацию.



Наталья Рудычева

37-я международная выставка информационных и коммуникационных технологий Связь-2025 37-я международная выставка информационных и коммуникационных технологий Связь-2025

erid: 2W5zFHRYEHv

Рекламодатель: АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «ЭКСПОЦЕНТР»

ИНН/ОГРН: 7718033809/1027700167153