Каких успехов удалось добиться в результате цифровой трансформации
На сегодняшний день большинство компаний запустили процесс цифровой трансформации и успешно модернизировали базовые бизнес-процессы. Для того, чтобы двигаться дальше в сторону тонкой настройки и интеллектуализации, надо оценить результаты и, возможно, пересмотреть подходы к реализации проектов, чтобы сделать их максимально эффективными. Успехи и сложности цифровой трансформации обсудили участники организованной CNews Conferences конференции «Цифровая трансформация 2025».
От цифровой трансформации к интеллектуализации
«Цифровая трансформация уже произошла во многих компаниях. Пора заняться интеллектуализацией — внедрением искусственного интеллекта на базе цифровых данных, которые в них появились», — начал свое выступление Кирилл Кибалко, независимый эксперт, модератор организованной CNews Conferences конференции «Цифровая трансформация 2025».
«В алмазодобыче все процессы уже максимально оцифрованы, теперь мы сосредоточились на расширении использования искусственного интеллекта», — продолжил затронутую модератором тему Вадим Желтухин, ИТ-директор «Алроса». Например, с помощью ИИ анализируются данные аэрогеомагнитной съемки, что позволяет найти новые месторождения. Также ИИ используется для изучения проб из скважин.
Важное направление применения ИИ — промышленная безопасность. «Технологии компьютерного зрения наконец-то вышли за рамки НИОКР — на рынке появились реально работающие решения», — говорит Вадим Желтухин. По его мнению, развитие ИИ в компании возможно, когда он используется во многих операциях, люди видят это и осознанно применяют технологию. Очень важно, чтобы на рынке был выбор готовых решений. И, конечно, у компании должны быть данные для его обучения.
Ключевые направления развития ИИ
«На сегодняшний день КАМАЗ обладает всеми необходимыми компонентами цифрового предприятия: от планирования продукта до обеспечения эксплуатационными сервисами», — рассказал Владимир Биткин, заместитель директора по цифровым платформам Инновационного центра КАМАЗ. С 2006 г. в компании реализуется стратегия «Цифровой КАМАЗ». В последние годы она была направлена на внедрение систем мониторинга транспорта и автодиагностики, автоматизированной доставки груза и реализацию концепции «Управление автопарком и автомобиль как услуга».
По мнению Владимира Биткина, автомобилестроение — одна из отраслей, где внедрение ИИ приносит наиболее ощутимый экономический эффект. На КАМАЗЕ искусственный интеллект используется в сфере инжиниринга. Он помогает интерпретировать данные и понимать замысел чертежей и документов, находить компромисс между конструкцией и технологичностью. Также инструменты на основе искусственного интеллекта объединяют неструктурированные данные внутри компании и ее поставщиков, чтобы обеспечить более целостное представление о дизайне с точки зрения технологичности, закупок и технического обслуживания.
Цифровая трансформации в действии
«Российские компании уже в основном завершили цифровизацию процесса учета и теперь готовы заняться цифровизацией бизнес-планирования, то есть отказаться от разрозненных Excel-файлов и перейти к интегрированному решению», — говорит Максим Шилов, коммерческий директор ГК «Оптимакрос». В качестве альтернативы Anaplan, IBM Cognos TM1/PA, Oracle Hyperion, SAP BPC/IBP, MS Excel он предложил разработанную его компанией платформу Optimacros. Например, в 2022-2023 гг. на нее перешла компания Ozon, в 2023 г. — «Уралхим», в 2022-2024 гг. — Unilever и т.д.
Opticycle – проектный подход к внедрению платформы
Optimacros — не коробочное решение, а платформа, которая гибко настраивается под требования заказчика. Максим Шилов подробно рассказал, что она собой представляет, и какие ИИ-сервисы на ней реализованы. Кроме того, в компании разработали уникальный проектный подход к внедрению платформы — Opticycle. Внедрение может осуществляться как по техническому заданию, так и без него. Благодаря этому первый результат становится виден уже через несколько месяцев.
Опытом цифровизации процесса производства одежды поделился Владимир Рябов, директор департамента информационно-технологического развития «Гулливер Диджитал». «Гулливер» объединяет 5 брендов, в каждом из них разработкой моделей занимается 10-20 дизайнеров. Перед тем, как заняться цифровизацией этого процесса, ИТ-специалисты собрали запросы от производства, изучили жалобы сотрудников и сформировали требования к решению. Очень важно было сделать удобный интерфейс — выбрать правильную цветовую гамму, организовать работу со всеми документами в режиме «одного окна».
Теперь все шаги разработки коллекции одежды фиксируются в системе. Вся работа с изделием объединена в одном окне, где можно увидеть все созданные версии для всех задействованных фабрик. Несмотря на работу в одном окне, доступ сотрудников разграничен по должностям, бренду и по процессу. Для узкопрофильных и новых сотрудников разработаны специализированные рабочие места с пошаговым описанием процесса.
Уровень цифровизации российских сельхозпредприятий пока не очень высокий. Как правило, у них внедрена ERP-система, выстроены бизнес-процессы, но по-настоящему цифровых решений явно не хватает. Компании Finch разработала специализированное мобильное приложение для свинофермы Finch-Farm. «Особенности отрасли животноводства — в низкой мотивации внедрения цифровых решений и избыточной инвазивности ряда процедур в рамках производственного цикла, значительно снижающей производительность труда», — говорит Андрей Лавров, проектный менеджер компании Finch.
Эффект от внедрения компьютерного зрения
Интеграционные возможность Finch-Farm позволяют избавиться от необходимости многократного ввода данных. Технология компьютерного зрения используется для контроля за состоянием здоровья животных. Система оперативно сообщит, что происходит, какому животному требуется помощь, какого специалиста надо пригласить. Finch также предлагает сценарийного и RAG-ботов, которые могут работать на самых разных позициях — в службе поддержки, кадровой службе, в сфере закупок и т.д.
Денис Ананьев, руководитель дирекции развития цифровых сервисов b2b Альфа-Банка, поделился опытом внедрения цифрового корпоративного банкинга. Обычно он выстраивается по каналам (web, mobile, API), по продуктам (кредиты, депозиты, ВЭД) или по бизнес-сегментам (ММБ, СБ, КИБ). У каждого подхода есть свои плюсы и минусы.
В Альфа-Банке создали собственную структуру, обеспечивающую кросс-функциональное продуктовое развитие под требования бизнес-сегментов. За каждый продукт отвечает эксперт со стороны бизнеса и ИТ-эксперт. Над развитие продукта работают руководитель стрима, ИТ-лидер и SCRUM-мастер стрима. По такому принципу в банке работает около 1000 команд — они выпускают около 7000 релизов в год. Сходимость бэклога составляет 95%, на одну команду приходится менее одного бага.
В ОМК существует подразделение корпоративных цифровых сервисов (КЦС), которое специализируется на создании продуктов и инструментов для управления бизнес-процессами и системами различных функциональных направлений. Проекты реализуются по гибридной модели в сотрудничестве с RDN Group. Все реализованные цифровые сервисы находятся на единой технологической платформе подразделения «Цифровые сервисы ОМК». MVP выпускаются в продакшн в среднем за 2,5 месяца, рассказал Тимур Махалин, начальник управления по клиентскому сервису ОМК.
Он подробно рассказал об HR-сервисе, который создавался для гибкого управления фондом рабочего времени персонала. В компании часто возникает необходимость оперативно вызвать сотрудника на работу. Процесс поиска и оформления временного сотрудника сложный и длительный, при этом сами сотрудники активно ищут подработку, но совершенно в другом месте, например, в такси или магазинах. Новый сервис позволяет быстро узнать, где на родном предприятии нужен дополнительный персонал, и оформить подработку. Он реализован как на корпоративном портале, так и в виде мобильного приложения.
В приложении существует возможность практически в режиме реального времени выяснить, сколько ты заработал на данный момент и можно ли получить больше, записавшись на сверхурочную работу или на работу в выходные дни. За 3 мес 2025 г. с помощью нового сервиса было получено более 15 тыс. заявок на подработку. Сервисом ежедневно пользуется около 10 тыс. человек.
Как организовать цифровую трансформацию
Ситуации, когда необходима цифровая трансформация, возникают нередко. Например, при покупке холдингом нового бизнеса или, наоборот, при продаже одной из входящих в холдинг компании, напомнил Олег Гришко, главный архитектор «Е-Аптека». Как правило, заказчиками цифровой трансформации становятся CIO, CTO, CDTO, CDO, генеральный директор или собственник. Для разработки стратегии необходима информация о бизнес-стратегии, понимание, как работает бизнес, данные о текущей архитектуре и об основных конкурентах.
Олег Гришко поделился опытом создания стратегии цифровой трансформации — проведения аудита текущей архитектуры, разработки целевой функциональной архитектуры, функционально-технических требований к ней, программы проектов и стоимости и сроков.
Денис Коровин, операционный директор ИТ «Лента», рассказал, что представляет собой ИТ-служба торговой сети. С развитием компании возникла необходимость быстро запускать цифровые продукты по запросу бизнеса. В ответ на это была запущена трансформация ИТ-службы. ИТ-команды преобразовали в домены по разным направлениям — ЭДО, BI, логистика, коммерция и пр. Изменили подходы к бизнес-процессам: стандартизировали Delivery; стали управлять беклогом и использовать треккинг, декомпозицию и flow задач в Jira; запустили Kanban-подход. Разработали новые точки контроля, ввели бизнес-метрики.
В ближайшее время «Лента» будет двигаться в сторону роста технологической зрелости: планируется разработка и внедрение системы управления архитектурой, реализация 94 инициатив в 2025 г. для повышения роста автоматизации, внедрение современных технологий через более чем 25 проектов в 2025 г. Компания намерена выводить на рынок разработанные цифровые продукты. И, конечно, много внимания будет уделяться привлечению и удержанию ИТ-специалистов.
Максим Васильев, начальник отдела архитектуры данных Центра стратегии и инициатив Росгосстраха, уверен, что результатом цифровой трансформации должна быть цифровая зрелость. Оценка уровня цифровой зрелости дает возможность принимать решения на основе данных, определить сильные и слабые стороны компании, повысить эффективность процессов, улучшить клиентский опыт и вовлеченность сотрудников. Но для этого надо определить показатели, с помощью которых будет измеряться цифровая зрелость. Например, это могут быть доля цифровых продаж, удовлетворенность клиентов взаимодействием в цифровых каналах, степень текущей вовлеченности сотрудников в работу с данными, доля штатных сотрудников, участвующих в КЭДО, и пр. При этом очень важно сравнивать свои показатели с отраслевыми стандартами.
В Росгосстрахе разработали анкету на 200 вопросов, позволяющую оценить зрелость процессов. По результатам анкетирования разрабатываются меры цифровой трансформации как отдельных процессов, так и компании в целом. «Инвестиции в цифровое развитие повышают конкурентоспособность», — уверен Максим Васильев.