Разделы

Бизнес

Александра Мельникова, «Софтлайн»: Классическое IPO выгодно крупным и средним компаниям с выручкой от 10 млрд рублей

Получение публичного статуса в России — не спринт, а марафон, занимающий от года до трех лет. Какие этапы — от подготовки бизнеса до Roadshow — предстоит пройти компании, сколько времени займет каждый и почему начинать коммуникацию с рынком нужно уже за полгода до сделки? Об этом, а также о том, кому IPO реально «по карману» и какие альтернативы существуют, рассказала Александра Мельникова, IR директор компании «Софтлайн», в интервью руководителю отдела маркетинга «Базальт СПО» Дарии Беседе.

Дария Беседа: Какие основные этапы на пути получения публичного статуса? Какой временной интервал они занимают?

Александра Мельникова: Получение публичного статуса в России занимает 1-3 года. Первым этапом станет подготовка бизнеса — формирование контура, МСФО, аудит, выбор андеррайтеров — все это занимает от полугода до года. Далее необходимо провести налоговую оптимизацию, Due Diligence, регистрацию в ЦБ и на бирже. На каждый этап уйдет от 3 до 6 месяцев. И, разумеется, финальная стадия — Roadshow и IPO — презентации инвесторам, размещение акций. Это займет 1-2 месяца. Рекомендуется начать коммуникацию о компании за полгода до сделки.

Дария Беседа: По данным «Коммерсанта», услуги организаторов IPO стоят в среднем 1-6% от объема размещения. Например, в 2023 году на эти цели российские компании потратили около 2,37 млрд рублей исходя из общего объема размещения. При этом организаторы стараются оказывать эмитентам полный спектр услуг: от консультаций на предварительном этапе до итогового размещения и последующего аналитического покрытия. Кому это выгодно, а кому не по плечу?

Александра Мельникова: Классическое IPO с привлечением услуг организаторов выгодно крупным и средним компаниям с выручкой от 10 млрд рублей, с амбициозными планами роста, прозрачными структурой и финансовыми отчетностями. Например, «Софтлайн» использовал услуги организаторов при прямом листинге в 2023 году.

Для остальных есть альтернативы: Pre-IPO, привлечение средств через фонды или Private Equity.

Александра Мельникова, «Софтлайн»: Классическое IPO с привлечением услуг организаторов выгодно крупным и средним компаниям с выручкой от 10 млрд рублей

Дария Беседа: Кому подходит и кому точно не подходит публичное размещение?

Александра Мельникова: Публичное размещение подходит зрелым, растущим и прозрачным компаниям. Для небольших или сложных бизнесов лучше выбрать другие пути. Для «Софтлайн» публичный статус стал инструментом поддержки культуры сотрудника-совладельца, возможностью использовать акции для финансирования развития, а также позволил обеспечить обмен расписок Noventiq на акции ПАО «Софтлайн», поскольку основному акционеру было важно обеспечить права миноритариев Noventiq после разделения бизнесов. Позже эта компания была делистингована.

Дария Беседа: В последние годы в России растет популярность Pre-IPO. На ваш взгляд, какие преимущества и риски для компании несет в себе эта процедура?

Александра Мельникова: Pre-IPO имеет ряд преимуществ: привлечение капитала до IPO, тестирование интереса инвесторов, улучшение корпоративного управления — например, создание совета директоров с независимыми членами. У нас в Софтлайн этот орган появился даже до приобретения публичного статуса.

Среди ключевых рисков — стратегические разногласия с миноритариями, например, нежелание продавать долю в IPO или чрезмерная продажа после lock-up, что требует юридической проработки и четкой коммуникации.

Дария Беседа: Правительство и Банк России ожидают, что количество компаний, вышедших на IPO, в ближайшие годы будет планомерно расти и достигнет к 2030 году 15-20 размещений. На ваш взгляд, с чем это связано?

Александра Мельникова: Рост IPO возможен благодаря перспективам внутреннего рынка, государственным инициативам, таким как налоговые льготы и KPI для руководства, развитию Мосбиржи, увеличению числа частных инвесторов и спросу на программы мотивации сотрудников (LTI). Например, «Софтлайн» планирует вывод дочерних структур на рынок для раскрытия стоимости.

Дария Беседа: Как формируется цена размещения?

Александра Мельникова: Цена определяется балансом между ожиданиями компании и рыночным спросом. Андеррайтеры тестируют спрос через индикативные заявки фондов, после чего корректируют цену: поднимают при высоком интересе, опускают или вовсе отменяют IPO при слабом.

Дария Беседа: Если на ценные бумаги компании есть спрос, то растет и их стоимость, а значит — и стоимость всей компании. Какова природа формирования спроса и как его стимулировать?

Александра Мельникова: Спрос зависит от прибыли, роста выручки, перспектив отрасли, рыночных настроений и ликвидности (free-float). Для стимуляции нужны открытость, грамотная работа с инвесторами и сильное IR-направление. Софтлайн, например, стал «Эталоном IR» в 2024 году.

Дария Беседа: Что выгоднее: принимать решения единолично или вывести компанию на IPO?

Александра Мельникова: IPO дает доступ к капиталу, статус и инструменты для M&A и мотивации сотрудников (LTI), но требует затрат на прозрачность и регуляторное соответствие. Единоличное управление проще, но ограничивает масштабирование.

Дария Беседа: Какова вторичная выгода IPO, кроме привлечения инвестиций?

Александра Мельникова: Ключевая вторичная выгода для нас — использование акций как «валюты» для сделок M&A и программ мотивации сотрудников.

Дария Беседа: Каковы риски для компании при выходе на IPO?

Александра Мельникова: Среди основных рисков могу отметить необходимость прозрачности и соблюдения строгих регуляторных норм, снижение гибкости управления, также серьезный риск, релевантный в основном для B2C-компаний — влияние падения котировок на бренд.

Дария Беседа: С какими сложностями столкнулись конкретно вы?

Александра Мельникова: Поскольку «Софтлайн» ранее, до разделения, уже имел опыт выхода на публичный рынок, нам было проще провести размещение российского бизнеса. У нас была важная задача — оповестить всех держателей глобальных депозитарных расписок (ГДР) Noventiq об обмене, и мы успешно с ней справились. Результаты обмена подтвердили высокую заинтересованность инвесторов в российской части бизнеса.

Дария Беседа: Какие советы, основываясь на своем опыте, вы могли бы дать компаниям, планирующим выход на IPO?

Александра Мельникова: Начинайте информационное сопровождение заранее, формируйте сильную команду проекта, привлекайте опытных консультантов, выстраивайте диалог с регулятором и инвесторами, готовьте убедительные материалы и спикеров, сохраняйте прозрачность с первого дня.

Дария Беседа: Каковы критерии успешности проведения IPO?

Александра Мельникова: Проведение IPO можно считать успешным, когда компания достигла целевой оценки, устойчивости акций на вторичном рынке при хорошем уровне ликвидности и привлекла долгосрочных инвесторов.

Дария Беседа: Каковы минусы выхода на IPO, помимо повышенного внимания со стороны действующих органов власти к публичной компании?

Александра Мельникова: Это не совсем минусы, скорее необходимость — высокие затраты на комиссии и аудит, необходимость постоянного диалога с миноритариями и соблюдение прозрачности.

Дария Беседа: Раскрытие информации публичной компании — риски со стороны конкуренции? Как их обходить?

Александра Мельникова: Полностью исключить риски нельзя, но их можно снизить: разделять публичную и внутреннюю информацию, внедрять политики работы с данными, создавать «китайские стены» между подразделениями, проводить работу по контролю за распространением инсайдерской информации.

Дария Беседа: Какой стратегии антикризисных коммуникаций следует придерживаться при падении стоимости акций?

Александра Мельникова: Важен оперативный и прозрачный диалог с рынком: раскрывать причины падения, фокусироваться на долгосрочных целях, проводить частые отчеты и встречи. Например, в 2024 году «Софтлайн» выпустил 50+ пресс-релизов и провел 20+ мероприятий для инвесторов.