Спецпроекты

Придут ли деньги к российским стартапам?

Интернет Бизнес Тендеры Законодательство Финансовые результаты
У российского рынка стартапов большие перспективы. Некоторые западные инвесторы даже образно называют его "будоражащим воображение". Однако подавляющее большинство новых компаний, особенно специализирующиеся в области высоких технологий, испытывают немалые трудности с финансированием. Какие же препятствия есть сегодня у российских стартапов на пути к деньгам инвесторов, отечественных и зарубежных?

Модное словечко "стартап", под которым изначально понимали почти любой новый бизнес, приобретает в наши дни немного другой смысл. Все чаще оно используется для описания виртуальной компании, зарабатывающей деньги с помощью интернет-технологий.


Ян Рязанцев, директор по инвестициям РВК, утверждает, что РВК ощущает потребность рынка в более гибких условиях финансирования

Звучит немного банально, но необходимым условием для полноценного развития онлайн-предпринимательства является практическое воплощение стратегии Министерства связи и массовых коммуникаций России по обеспечению населения широкополосным доступом. Министр Игорь Щеголев обещает к 2015-2020 году обеспечить полноценным интернетом уже 60-80% российских граждан. Это может в разы увеличить монетизацию как новых, так и уже запущенных веб-проектов, нацеленных на российскую аудиторию. Сегодня же скоростной интернет имеет менее трети россиян. И то, с той существенной поправкой, что под "скоростным" в нашей стране пока понимается скорость соединения "быстрее dial-up".

Технологические ограничения наряду с относительно низкими, по сравнению с развитыми странами, доходами, а также некой консервативной ментальностью значительной массы населения замедляют рост интернет-рынка в России. Высокотехнологичные стартапы зачастую требуют больших начальных капиталовложений, а также длительны по срокам окупаемости и сложнопредсказуемы - по результатам. Поэтому на повестке дня многих отечественных стартап-компаний сегодня стоит поиск венчурных инвесторов и способов выхода на рынки, где все эти проблемы уже так или иначе решены.

Сколково соберет инновации в России

Очередной попыткой переломить сформировавшуюся еще в 90-х тенденцию пресловутой "утечки мозгов" путем привлечения западных инвестиций в Россию стало развитие проекта Сколково, осуществляемое в значительной степени за счет бюджета и протекции со стороны органов власти. С точки зрения среднестатического западного "высокотехнологичного" инвестора в стартапы, заинтересовавшегося богатой талантами Россией, Сколково воспринимается как попытка создать "Российскую кремниевую долину". В частности, привлечь "умный" западный smart-капитал для выращивания в стране инноваций мирового уровня. Это действительно так. Программа обучения студентов Сколково базируется на практическом знакомстве с бизнесом в развитых странах и в странах БРИК. Венчает обучение - собственный стартап-проект, который нужно реализовать студентам для того, чтобы получить, например, диплом MBA.

Тем не менее, подавляющее большинство крупных западных инвесторов занимает по отношению к России скорее выжидательную позицию. И это вполне понятно. Ведь даже один из основных идеологов создания Сколково - советник президента РФ Аркадий Дворкович - вынужден признать, что заниматься инновационным бизнесом в России - дело рискованное, если в уставном капитале компании есть "хотя бы рубль государственных денег".

В то же самое время растущие темпы практического освоения западных инновационных технологий российскими компаниями убеждают в том, что десятилетний путь, потребовавшийся для становления той же калифорнийской "Силиконовой долины", Сколково может пройти быстрее. К этому склоняется, например, Матиас Люнгман из группы Atomico Ventures - один из присматривающихся к нашему рынку игроков, инвестирующих в высокие технологии.

Российские интернет-гиганты выходят на IPO

Уже состоявшимся знаковым событием, получившим мировой резонанс, стало ноябрьское размещение акций Mail.ru на Лондонской бирже, сделавшее Рунет доступным для западных частных капиталовложений. Mail.ru сумела привлечь инвестиций по IPO на сумму около миллиарда долларов. Это вдвое больше, чем ожидалось изначально. И почти вдвое больше, например, стоимости строительства того же Сколково. Своей целевой аудиторией генеральный директор компании Mail.ru Дмитрий Гришин считает не только россиян, но и 300 млн русскоговорящих пользователей по всему миру.