Спецпроекты

Придут ли деньги к российским стартапам?

Интернет Бизнес Тендеры Законодательство Финансовые результаты
У российского рынка стартапов большие перспективы. Некоторые западные инвесторы даже образно называют его "будоражащим воображение". Однако подавляющее большинство новых компаний, особенно специализирующиеся в области высоких технологий, испытывают немалые трудности с финансированием. Какие же препятствия есть сегодня у российских стартапов на пути к деньгам инвесторов, отечественных и зарубежных?

Зачастую бизнес-ангелами становятся в результате успешной реализации собственного инновационного проекта или имея опыт работы менеджером в стартапе. В качестве ставшего легендарным примера можно привести Мортена Люнда, успешно инвестировавшего на ранней стадии в такие компании как Skype.

Стартапам в России не пробиться?

В России же истории успеха стартаперов можно пока что, пожалуй, пересчитать по пальцам. Поэтому чрезвычайно важным для небольших стартапов является увеличение количества специализированных по разным инвестиционным направлениям фондов, особенно - готовых вкладывать деньги в стартапы именно на ранних стадиях. Таких, например, как созданный в 2008 году фонд AddVenture, который, кстати, позиционирует себя именно как фонд бизнес-ангелов. Директором по инвестициям AddVenture является Елена Масолова. Ей одной из первых на российском рынке удалось продать "на запад" созданный ею стартап "Дарбери", о котором шла речь выше. В этой же связи она считает важной задачу создания российской площадки по размещению акций через IPO. Это, безусловно, облегчит задачу по привлечению финансов российским стартапам.


Аркадий Волож, геренальный директор "Яндекса", планирует доработать технологии поиска "Яндекса" для пользователей англоязычного интернета и посоревноваться с Google

Примерно о том же сегодня задумываются даже такие гранды инвестиционного рынка как "фонд фондов" ОАО "Российская венчурная компания". По словам Яна Рязанцева, РВК ощущает потребность рынка в более гибких условиях финансирования. И постепенно меняет как свою методологию предоставления инвестиций, так и подходы к совместному инвестированию с частными инвестфондами.

Потенциал развития российских стартапов, преимущественно занимающихся сегодня быстроокупаемыми проектами в области электронной коммерции, еще далеко не исчерпан. 2011 год почти наверняка принесет нам новые успехи в этой области.

Тем не менее, точка роста рынка российских стартапов постепенно смещается в сторону высоких технологий, нацеленных на решение практических задач. Хотя на сегодняшнем рынке, конечно же, на несколько порядков меньше таких компаний, которые, подобно "Яндексу", уже смогли достичь серьезных успехов, допустим, в области облачных вычислений.

Разворачивающийся на наших глазах диалог предпринимателей-стартаперов с отечественными и зарубежными инвесторами имеет еще один существенный аспект. В процессе общения многие ИТ-предприниматели получают навык более масштабной и сложной оценки того вовсе не чисто "итэшного" бизнеса, которым они на самом-то деле занимаются. Получение инвестиций - это не только сами деньги, но и процесс, на выходе которого рынок российских стартап-проектов должен стать более зрелым. Это не менее важное обстоятельство, поскольку общим для всех инвесторов утверждением является то, что найти деньги для по-настоящему хорошего российского проекта не проблема. Только вот появляются они почему-то редко...

В целом, явно возросший интерес к нашему инновационному рынку профессиональных игроков "на опережение", которыми являются большинство профессиональных инвесторов, говорит о том, что именно 2010 год стал некой реперной точкой для российских технологических стартапов. Результаты этого процесса мы должны увидеть в будущем, пожалуй, не таком уж и далеком.

Антон Степанов / CNews