Спецпроекты

Придут ли деньги к российским стартапам?

Интернет Бизнес Тендеры Законодательство Финансовые результаты
У российского рынка стартапов большие перспективы. Некоторые западные инвесторы даже образно называют его "будоражащим воображение". Однако подавляющее большинство новых компаний, особенно специализирующиеся в области высоких технологий, испытывают немалые трудности с финансированием. Какие же препятствия есть сегодня у российских стартапов на пути к деньгам инвесторов, отечественных и зарубежных?

Не менее амбициозные планы у генерального директора Яндекс Аркадия Волож, который пока рассматривает выход на IPO лишь как "один из вариантов". "Яндекс" хочет стать компанией номер один не только в РФ, но и в странах СНГ. "Яндекс", успешно "отвоевавший" лидерство в русскоязычном поиске у Google, готов посоревноваться с ним и в области поиска международного. По словам Воложа, он предпримет такую попытку после того, как доведет уже имеющиеся технологии поиска "Яндекса" до стадии готового завершенного продукта для пользователей англоязычного интернета.


Эдуард Шендерович, управляющий директор фонда Kite Ventures, уверен, что российские бизнесмены пока что гораздо охотнее вкладывают деньги в осязаемые фабрики и заводы, а не в виртуальные компании

Без сомнения, давно ожидаемое IPO акций "Яндекса" откроет новые горизонты для российских компаний, уже выросших или только еще вырастающих из стартапов. Не менее вдохновляющими для них являются и не такие громкие истории успеха. Это, например, продажа компании-стартапа "ДарБери" американскому Groupon. Или даже факт присутствия россиян в TOP AppStore - ведущей площадке, торгующей ПО для Apple-устройств. Читатели англоязычной прессы теперь могут приобрести там подписку на агрегатор новостей news360.ru или купить игру для iPhone "Cut The Rope" - софт, созданный отечественными разработчиками.

Все эти разные по своему масштабу, но взаимосвязанные события постепенно убеждают западную аудиторию в том, что Россия может неожиданно для многих стать родиной очередного Google или Facebook. Вокруг отечественных технологических стартапов постепенно формируется благоприятное информационное поле. Немаловажную роль при этом играют следящие за ситуацией в РФ СМИ и организаторы отраслевых мероприятий.

Интересно, что многие современные российские медийные компании, в которых участвуют западные деньги, часто можно отнести к категории высокотехнологичных стартапов. Особенно это справедливо - если речь заходит о new-media, активно участвующих в так называемой "революции сенсорных мониторов". По мнению основателя компании Independent Media Деркома Сауера, рынок российской онлайн-рекламы все еще напоминает "большой базар", заниженные цены не дают ему развиваться, а рекламодатели чаще всего выбирают рекламные интернет-площадки, на которых стоит бренд, хорошо знакомый им по оффлайн. Полу-пессимистическое мнение Деркома, работающего в России еще с конца 80-х, не останавливает инвестора Алана Каффи из французского фонда Ventech, запустившего 2 года назад портал WomanJournal в формате интернет-журнала для россиянок и продолжающего сейчас активно наращивать портфель российских fashion-проектов.

Бизнес-ангелы платят

Существует расхожее мнение о том, что макро- и микроэкономика зачастую соотносятся с точностью "до наоборот". С ним охотно согласится большинство предпринимателей из мелких и средних отечественных компаний, пытающихся запустить свой стартап-проект. Ведь по-настоящему актуальным для них являются не столько громкие успехи лидеров рынка, сколько создание в России полноценно работающей венчурной инфраструктуры, доступной каждому. Причем, включая самые мелкие ее детали, не особенно интересные для игроков покрупнее.

В частности, несмотря на отдельные примеры, в России явно не хватает регулярно действующего института так называемых "бизнес-ангелов", само название которых многими все еще воспринимается как некая экзотика. Вместе с тем, коммьюнити бизнес-ангелов - важная инфраструктурная часть той же американской "Силиконовой долины", которую в России многие берут за своего рода образец для подражания. Опираясь именно на деньги бизнес-ангелов, начинающие предприятия часто встают там на ноги.

Во всех странах есть состоятельные люди, готовые инвестировать свои сбережения, и Россия - не является исключением. В то же время, по опыту управляющего директора фонда Kite Ventures Эдуарда Шендеровича, российские бизнесмены пока что гораздо охотнее вкладывают деньги в то, что можно потрогать: в осязаемые фабрики и заводы, а не в виртуальные компании.