Разделы

Бизнес

Softool-2006: кузница опыта или шоу?

В Москве в 17-й раз прошла ежегодная осенняя ИТ-выставка Softool-2006. Несмотря на то, что посетителей на ней было немного, а ярких новинок и того меньше, это мероприятие сохраняет свою привлекательность. Ее ждут и разработчики ПО, и представители менеджмента ИТ-предприятий, и рядовые пользователи. Первые и вторые, таким образом, получают возможность обмена опытом, а последних притягивают различные шоу и специальные акции.

Елена Тихомирова, генеральный директор центра E-learning

 Елена Тихомирова, генеральный директор центра E-learning

CNews: Что вы представляете сегодня на выставке? Какова цель участия в мероприятии?

Елена Тихомирова: На выставке мы представляем международный консорциум "Электронный Университет". В частности, Центр развития электронного обучения – это одна из компаний-членов этого консорциума. Консорциум включает в себя ряд государственных и негосударственных образовательных учреждений, а также ряд компаний. Цель деятельности консорциума – развитие электронного обучения в России, обучение при использовании интернет - и современных ИТ-технологий для получения знаний. На выставке мы представляем наши технологии в данной области. Сами мы не являемся разработчиками какого-либо программного обеспечения, как многие из наших коллег по выставке. Но мы предлагаем методики, механизмы использования определенных технологий, в том числе являемся дистрибуторами двух систем для электронного обучения в компании или в вузе. Во-первых, это итальянская разработка Learn Exact - система управления электронным обучением. Вторая система, которую мы продвигаем – это американская система тестирования Question Mark производства одноименной компании. Данная система внедрена в нескольких тысячах организаций по всему миру. В России мы в данный момент выводим ее на рынок. Она установлена практически у всех членов нашего консорциума.

CNews: Какие продукты и услуги в области электронного обучения пользуются наибольшим спросом в нашей стране?

Елена Тихомирова: Российский рынок e-learning развивается. Нельзя сказать, что мы сейчас только в самом начале пути, но тем не менее приходится отмечать некоторое отставание по сравнению с большинством европейских стран. Основной интерес сейчас наблюдается к информационным продуктам, позволяющим организовывать процесс доставки знаний до пользователя. Есть определенный интерес к средствам мультимедийной разработки, с помощью которых можно переводить текст в анимированные фрагменты. Зарождается спрос на технологии виртуальных коммуникаций: видеоконференции, совместные рабочие области со звуковой коммуникацией. Однако пока такие продукты достаточно дороги, и российских разработок здесь немного.

Один из примеров внедрения подобных технологий в России – это телемедицина. Это очень интересный феномен, что именно медицина стоит на первых позициях в этом отношении. Ряд металлургических компаний использует виртуальные коммуникации. Нефтяные компании тоже стараются не отставать. Наиболее актуальны они для заказчиков, имеющих территориально распределенные сети.

CNews: Какие наиболее крупные проекты вы осуществили за последнее время?

Елена Тихомирова: Один из наших любимых проектов - проект с "ЦВ ПРОТЕК", фармацевтическим дистрибутором, имеющим более 40 филиалов. Они являются нашими постоянными клиентами. У нас также был ряд проектов в регионах. С компанией "Норильский Никель" мы также работаем на постоянной основе. Недавно мы начали работу с Московским государственным институтом стали и сплавов. Мы ставим полностью всю систему электронного обучения, начиная от информационных технологий, кончая методическими разработками.

CNews: Как происходит процесс внедрения систем электронного обучения, допустим, на примере этого проекта? Какие основные этапы можно выделить?

Елена Тихомирова: В данном случае мы начали с оценки потребностей, то есть выявления того, какие цели стоят перед организацией, чего они хотят добиться. Далее, мы подбираем инструменты, механизмы, методики, подходы, которые позволят перейти из точки А в точку Б. После того, как это определено, идет оценка и анализ целевой аудитории. Дело в том, что не все технологии одинаково подходят для всех. Мы также проводим анализ существующего оборудования. После чего начинаем подбор информационной системы и параллельно разработку электронных учебных курсов. Как только система начинает работать, мы проводим оценку эффективности.

CNews: Что, на ваш взгляд, препятствует в России развитию рынка электронного обучения?

Елена Тихомирова: Препятствий много. Я бы разделила их на две части, поскольку есть внедрения в академическом секторе, а есть в корпоративном. В академическом секторе напрямую влияет законодательство. Оно, надо признать, не соответствует текущим потребностям. Поэтому необходимость соблюдать законодательство несколько ограничивает наши действия. Кроме того, существуют серьезные трудности с финансированием. В корпоративном секторе основная проблема связана с непониманием. Есть и общие проблемы – недостаток материалов на русском языке. Книги нередко выходят с опозданием на восемь-десять лет. Поэтому требуется тотальное знание английского языка для всей команды, которая будет заниматься внедрением. Опять же – отсутствует государственная поддержка. Если мы посмотрим на Евросоюз, у них есть документы, регламенты, которые форсируют внедрение этих технологий на государственном уровне, как в государственном секторе, так и в частном. У них это все поддерживается специальными программами.

CNews: В вашей организации очень молодой коллектив. Расскажите, с чем это связано и кто является его сотрудниками?

Елена Тихомирова: Он состоит из выпускников, студентов и аспирантов МЭСИ. Дело в том, что в сфере, в которой мы работаем, царят абсолютно новые технологии и подходы. Молодежь, приходящая к нам, легче осваивает основы педагогического проектирования и имеет навыки программирования, что позволяет ей быстро со всем освоиться.