Разделы

Бизнес Цифровизация Инфраструктура Внедрения Тендеры Законодательство

Какие ИТ нужны госсектору

Государственный сектор традиционно является крупнейшим потребителем ИТ в России. Насколько эффективно расходуются средства, выделяемые на информатизацию ведомств? Когда, наконец, граждане страны и российский бизнес смогут воспользоваться всеми преимуществами автоматизации органов государственной власти? Обсуждению этих вопросов был посвящен состоявшийся недавно по инициативе CNews Analytics и CNews Conferences круглый стол "ИКТ в госсекторе" .

В числе услуг, получение которых, по мнению государственных чиновников, необходимо автоматизировать в первую очередь, регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, постановка на налоговый учет, уплата налогов и сборов; постановка и снятие с учета автотранспортных средств, прохождения технического осмотра; выдача документов, связанных с таможенным оформлением товаров; оформление социальных выплат и пособий, а также государственные услуги в сфере занятости населения; регистрация прав на земельные участки, недвижимое имущество и сделок с ними, услуг БТИ; лицензирование, декларирование и сертификация товаров; оформление и выдача документов, удостоверяющих личность, документов, подтверждающих гражданско-правовой статус, регистрация по месту жительства и месту пребывания. Первые электронные государственные услуги должны появиться уже в 2009 году.

В то время как на федеральном уровне инфраструктура предоставления государственных услуг и организации эффективного электронного взаимодействия между ведомствами только формируется, некоторые регионы продвинулись в этом направлении значительно дальше. Среди регионов-лидеров нельзя не упомянуть республику Татарстан, в которой в 2005 году проект внедрения ИКТ получил статус ключевого. Несмотря на то, что, по словам Сергея Коростелева, заместителя директора департамента Казначейства Министерства финансов Республики Татарстан, "кризис вносит существенные коррективы в амбициозные планы, которые ставились на 2009 год, программа "Электронный Татарстан" пересматривается и корректируется", республика по-прежнему является примером реализации самых интересных инновационных проектов. Среди них внедрение инфоматов третьего поколения.


Республика Татарстан является примером самых инновационных внедрений, в том числе инфоматов третьего поколения

Такой инфомат устанавливается в общественных местах наряду со ставшими уже привычными платежными терминалами и информационными киосками. Он оснащен сенсорным экраном размером 22 дюйма, фискальным регистратором, сканером штрих-кода, считывателем бесконтактных карт, купюроприемником, считывателем пластиковых карт с панелью для пин-кода и принтером А4. С помощью информата можно получить информацию, распечатать бланки документов, записаться в очередь, оплатить штрафы, пошлины. Кроме того, в терминал встроен сканер, который позволяет отсканировать и отправить копии документов, а также видеокамера с микрофоном, с помощью которых можно пообщаться с консультантом в режиме реального времени, задать ему необходимые вопросы. Первые опытные образцы таких инфоматов уже начали эксплуатироваться.

Одним из самых масштабных государственных ИТ-проектов стало создание системы автоматизации деятельности судов общей юрисдикции ГАС "Правосудие". В результате ее реализации необходимо было обеспечить подключение около 80 тысяч автоматизированных рабочих мест в 2800 федеральных судах общей юрисдикции и управлениях Судебного департамента, расположенных во всех субъектах Российской Федерации. Концепция информатизации судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента, утвержденная постановлением Совета судей Российской Федерации от 11.04.2002 г. № 75 и предусматривающая создание Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Правосудие", была разработана и принята весной 2002 года. Однако полномасштабные работы по реализации системы начались лишь в 2004 году. К 2011 году планируется полностью завершить внедрение ГАС "Правосудие", т.е. не только установить программное обеспечение в судах и отделениях Судебного департамента, но и обеспечить его полноценную работу.

За счет средств займа Всемирного банка в рамках проекта "Правовая реформа" и в процессе реализации ГАС "Правосудие" производится оснащение судов общей юрисдикции областного уровня и СИЗО системами видеоконференцсвязи. По словам Андрея Германа, главного консультанта отдела правовой информатизации Верховного суда РФ, за 10 лет проведено более 310 тысяч видеоконференций, из них более 17 тысяч в многоточечном режиме, 97 судов общей юрисдикции областного уровня и 104 следственных изолятора оборудовано 978 комплексами видеоконференции. В судах общей юрисдикции организовано более 230 выделенных межрегиональных каналов связи и более 110 региональных каналов связи, а Верховный Суд Российской Федерации полностью перешел на проведение всех кассационных и надзорных уголовных дел в режиме видеоконференцсвязи.

Внедрение системы видеоконференцсвязи позволило добиться экономии более 1,5 млрд. рублей государственных бюджетных средств ежегодно только за счет того, что исчезла необходимость этапирования осужденных до суда и обратно. В конце 2009 года планируется установить еще более 270 комплексов видеоконференцсвязи в 83 субъектах Российской Федерации. В дальнейшем система видеоконференцсвязи будет внедрена в 3000 районных и гарнизонных судах.

Говоря о крупнейших государственных информационных системах, нельзя не упомянуть ГАС "Выборы", объединяющую Центральную избирательную комиссию (ЦИК) РФ, 83 избирательные комиссии субъектов Федерации (ИКСРФ) и 2733 территориальные избирательные комиссии (ТИК). История государственной автоматизированной системы (ГАС) "Выборы" началась в 1994 году, когда президент России Борис Ельцин подписал указ о ее разработке и создании. Испытания новой системы состоялись в декабре 1999 года, после чего в июле 2000 года она была официально введена в эксплуатацию.

С 2001 года началась модернизация системы в соответствии с новыми требованиями к уровню автоматизации и безопасности избирательных процессов. Была внедрена система обработки бюллетеней с помощью специальных сканеров - комплексов обработки избирательных бюллетеней (КОИБ), создан интернет-портал, объединяющий сайт ЦИК России и сайты избирательных комиссий субъектов РФ, появилась видеоконференцсвязь, были сформированы цифровые каналы на все субъекты Российской Федерации, что позволило соединить единой сетью Федеральный центр информатизации со всеми региональными избирательными комиссиями. В результате проведенной модернизации возможности государственной автоматизированной системы "Выборы" по передаче и обработке данных в 2004 г увеличились в 45 раз.

Основой работы ГАС "Выборы" является подсистема "Регистр избирателей, участников референдума" (ПРИУР). Работы по созданию электронного регистра избирателей, позволяющего оперативно учитывать граждан, обладающих избирательным правом на день проведения выборов, начались в 1996 году. В настоящее время в нем содержится 106,5 млн записей. По словам Максима Пономаренко, начальника отдела развития ГАС "Выборы" и средств электронного голосования ФЦИ при ЦИК России, ПРИУР - это трехуровневая распределенная структура, включающая федеральную базу данных, базы данных субъектов Федерации и территориальных избиркомов. Информационное взаимодействие ПРИУР с государственными ведомствами, имеющими отношение к учету населения (ЗАГСы, органы регистрационного учета, суды, военкоматы, органы уголовно-исполнительной системы), осуществляется на уровне территориальных избирательных комиссий. Уровень автоматизации взаимодействия на настоящий момент составляет около 20%. Данные на уровне ТИК обновляются раз в месяц, а на уровне ИКСРФ – раз в квартал.