Разделы

Бизнес E-commerce Интернет Тендеры

С чего начать закупки в интернете

Популярность электронных торговых площадок среди представителей бизнеса ежегодно растет. Крупные компании, ориентированные на инновации, а также госсектор, стали первопроходцами в этой области. На их ошибках и опыте сегодня учатся компании помельче. Они осторожничают, не спешат с принятием решений, однако не скрывают своего интереса к возможностям рынка электронных закупок.

И вторая ошибка – управление внедрением системы, основным потребителем которой должно стать руководство компании, передается в отдел снабжения. Как известно, только барону Мюнхаузену удалось вытащить себя из болота за волосы. Поэтому и отдел снабжения не может руководить реформированием самого себя.

С тем, что технически переход на осуществление закупок при помощи сторонней системы электронных торгов требует минимума усилий по обучению персонала, согласен и SETonline. От заказчика требуется лишь составить спецификацию закупаемого товара или услуги и передать ее организатору торгов – электронной площадке.

Специалисты этой площадки, как правило, помогают компании в составлении документации, определении начальной цены (в случае аукциона) и других условий поставки. Затем заказчик может провести проверку и допуск к торгам поставщиков, собирающихся бороться за право заключения контракта. После завершения торгов заказчик и победитель заключают договор на поставку или оказание услуг в соответствии с заранее опубликованными условиями.

Окупаемость проекта перехода на электронные закупки зависит от стартовых условий – того, как была организована система снабжения на момент старта реформ. Порой можно окупить все вложения проведением двух-трех успешных конкурсов, отмечают игроки рынка. Однако средний срок окупаемости проекта составляет порядка шести месяцев.

Если же компания решает организовать на корпоративном сайте собственную электронную площадку, это потребует гораздо больших затрат, организационных усилий и усилий ИТ-департамента. Такая задача актуальна для очень крупных компаний, так как может принести им значительную экономию. Другой вариант, когда может понадобиться собственная площадка, – узкая отраслевая специфика номенклатуры закупаемых товаров. Но и тогда эффективнее создавать не свою собственную площадку, а отраслевую для компаний определенного бизнеса.

Так отраслевые или универсальные?

Многие представители рынка электронных закупок сходятся во мнении, что преимущества электронных торговых площадок лучше всего проявляются при большом количестве участников, которое может обеспечить только универсальная, специализированная на этом виде бизнеса организация. Кроме того, снимается сложная задача организации закупок собственными силами – она передается по сути на аутсорсинг. Олег Умрихин из Tender.Pro однозначно считает, что межкорпоративные системы эффективнее: "Они могут привлечь большее число поставщиков, они дешевле в использовании – соотношение цены к качеству у них просто на несколько порядков превосходит этот же показатель у собственных систем. Скорее всего, ситуация на рынке сложится следующим образом: гиганты РАО "ЕЭС", "Газпром", РУСАЛ, "Лукойл" обзаведутся собственными системами, но не потому, что это эффективнее, а из соображения пиара. А вот остальные компании будут использовать несколько межкорпоративных систем и получат от этого максимальную пользу". При этом стоит учитывать, что межкорпоративные системы не мешают размещению информации о конкурсах на собственном сайте, как например, поступает уже сегодня холдинг ФОСАГРО (phosagro.biz).

Rusbiz.ru отмечает, что будет также развиваться рынок "малых" торговых площадок, когда предприятие закупает уже готовые систему и хостинг у крупной торговой площадки.

Что касается ситуации в госсекторе – здесь есть единый портал, на котором собирается информация обо всех проводящихся конкурсах или тендерах. Ссылки с данного портала ведут на региональные, которые, в свою очередь, могут быть и негосударственными.

ИТ-решения

Как организованы электронные торговые площадки с точки зрения информационных технологий и функциональных возможностей? На рынке существует два основных подхода по предоставлению решений для торговых площадок. В первом случае решения предоставляются поставщиками ERP-систем, такими как SAP или Oracle. Это означает, что такие площадки являются просто блоками большой управленческой системы предприятия. Стоимость подобных систем может доходить до миллиона долларов, но основным преимуществом здесь является изначальная интеграция с корпоративной управленческой системой.

Вторым типом систем являются межкорпоративные системы, обслуживаемые сторонними провайдерами, которые зачастую также являются не только разработчиками, но и организаторами этих систем. В качестве примера можно привести решение "Cognitive Лот", довольно часто используемое участниками рынка. Подобным подходом пользуются ambit.ru, Tender.Pro, b2b-energo.ru, setonline.ru.Естественно, что все они организованы как интернет-системы и в отличие от систем первого типа являются не просто программным продуктом, но предоставляют набор сервисных услуг, таких как реклама, экспертиза, консалтинг проводимых конкурсов.

Tender.Pro предлагает сравнивать функционал систем второго типа по следующим критериям, которые эта компания считает важными. Во-первых, это возможность проведения различных видов конкурсов – аукционы открытые и закрытые, тендеры открытые и закрытые, запрос котировок. Весь этот набор реализует только Tender.Pro, остальные системы концентрируют свои усилия в основном на аукционах. SETonline считает, что реализовывать в системе электронных торгов нужно только те процедуры размещения заказа, для которых электронная форма является экономически более эффективной, чем традиционная, - поэтому площадка выбрала аукционы. Запросы котировок можно проводить на дочернем сайте компании russiantenders.ru.

Что касается поддержки использования электронной цифровой подписи, то сегодня она есть практически у всех систем, кроме Tender.Pro, но и там внедрение ЭЦП предполагается до конца 2007 года – лицензии ФСБ России в области криптографии уже получены.