Разделы

Бизнес E-commerce Интернет Тендеры

С чего начать закупки в интернете

Популярность электронных торговых площадок среди представителей бизнеса ежегодно растет. Крупные компании, ориентированные на инновации, а также госсектор, стали первопроходцами в этой области. На их ошибках и опыте сегодня учатся компании помельче. Они осторожничают, не спешат с принятием решений, однако не скрывают своего интереса к возможностям рынка электронных закупок.

Мнение экспертов

Большинство игроков рынка прогнозирует бурный рост сферы электронных корпоративных закупок. SETonline предполагает, что в первую очередь рост коснется тех площадок, которые уже используют новейшие технологические решения, в частности, ЭЦП. Предприятия крупного и среднего бизнеса, стремящиеся к повышению прозрачности и эффективности, будут доверять таким системам организацию своего снабжения. В то же время различные доски объявлений, появившиеся еще на заре интернета, доживают сейчас свой век, уступая место более функциональным системам. "Электронные закупки – один из самых простых и экономных способов приобретения товаров и услуг, - говорит Антон Емельянов, директор SETonline. - Если сегодня имеет смысл проводить торги по заказам от нескольких сот тысяч рублей, то по мере развития рынка эта планка будет неуклонно снижаться". По оценкам портала, объем B2B-сектора находится на уровне 6 млрд долларов в год, количественный же потенциал всего рынка SETonline оценивает в 50 млрд долларов годового оборота. Вопрос заключается лишь в темпах реализации этого потенциала.

Примеры российских электронных торговых площадок и досок объявлений

Название Интернет-сайт Отрасль

Госсектор

Официальный сайт Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов http://zakupki.gov.ru//index.html Госсектор
Тендерный комитет Москвы http://www.tender.mos.ru./ Госсектор
Отраслевая ЭТП Росатома http://www.etp.ru/ru/ Атомная отрасль
Электронные аукционы правительства Москвы http://www.mos.inmarsys.ru/ Госсектор
"Закупки и поставки продукции для государственных нужд Московской области" http://www.gz-mo.ru/index.html Госсектор

Многоотраслевые

Информационное агентство "Трейд.Су" http://trade.su/ Тендеры и закупки коммерческих организаций и госструктур на территории России, Украины, Белоруссии и Казахстана
SETonline http://www.setonline.ru/ Многоотраслевая, крупнейший оператор электронных торгов
Rusbiz.ru http://www.rusbiz.ru Многоотраслевая
Индустриальная маркетинговая система для промышленных предприятий http://www.inmarsys.ru/ Промышленное оборудование, продукция нефтегазовой отрасли, машиностроения, нефтегазовое оборудование, электрооборудование, строительная техника и материалы, хозбыт и одежда
"Тендеры и конкурсные торги" http://www.alltenders.ru/ Многоотраслевая доска объявлений
Отраслевые
"Рынок продукции, услуг и технологий для электроэнергетики" http://www.b2b-energo.ru/ Электроэнергетика, интернет-ресурс РАО "ЕЭС России"
"Электра" http://tzs.elektra.ru/ Электроэнергетика, интернет-ресурс РАО "ЕЭС России"
"Рынок продукции, услуг и технологий для предприятий нефтегазового комплекса" http://www.b2b-npk.ru/ Нефтегазовый комплекс
Электронная торговая площадка "Северсталь" http://torg.severstal.ru/ Металлопрокат, корпоративная ЭТП
Электронная торговая площадка "Межрегионгаз" http://www.mrg.ru/etp/ Газ
IDK.ru http://www.idk.ru/ Cельскохозяйственные культуры
Справка для аптек http://www.apteka.spb.ru/ Медикаменты
Торговая площадка электронных компонентов http://www.chipportal.com/ Электронные компоненты
Химический Форум http://www.chemforum.ru/ Химическая промышленность
ЛЕСПРОМ.РУ http://www.lesprom.ru/ Лесная отрасль

Источник: CNews Analytics.ru

Alltenders.ru также полагает, что развиваться эта сфера будет, но Илья Богуш, генеральный директор портала, гораздо более скромен в оценках перспектив. К факторам, которые будут оказывать влияние на развитие этой сферы, он относит стабильность экономики, повышение уровня компьютерной грамотности в стране, ужесточение надзора в области закупок в госсекторе. Тормозить же развитие, по его мнению, будет недоверие к сделкам, осуществляемым через интернет.

В Rusbiz.ru уверены, что системы электронных закупок будут продолжать развиваться, привлекая к себе внимание все большего числа предприятий. По мнению представителей этого портала, с точки зрения технологий будет расти функциональности и устойчивость к большим нагрузкам. Также будет расти их защищенность от внешнего воздействия, что будет гарантировать конфиденциальность информации. Среди факторов, стимулирующих развитие, Rusbiz.ru отмечает общее развитие экономическое конъюнктуры и упрощение использования систем электронных закупок. Тормозить развитие будет нежелание сотрудников компаний переходить на новый принцип работы, технологические проблемы, связанные с тем, что современные информационные технологии и системы связи есть далеко не везде.

Tender.Pro также думает, что системы будут становиться максимально удобными для пользователя. "Все движется к тому, что однажды начав закупать через такие системы, вы уже не сможете проводить закупки старыми методами, - говорит Олег Умрихин. – Как никто уже не представляет ведение бухучета без компьютера, так и здесь это станет нормой жизни". К тормозящим развитие факторам Tender.Pro относит необходимость реорганизации снабжения. Само внедрение занимает около полугода при соблюдении всех рекомендаций. Но многие руководители оказываются не способны провести должную реорганизацию – и возникает барьер, через который не все могут перепрыгнуть: "Когда начинается внедрение, мы предупреждаем, что первые конкурсы могут не принести эффекта – он будет виден на сотом конкурсе. Руководитель проводит пять конкурсов и уже пытается сделать выводы". Образно говоря, система электронных закупок похожа на автомобиль – чтобы почувствовать удовольствие от вождения, нужно научиться ездить. Однако время и эффективные примеры стимулируют развития. За одними крупными компаниями, переходящими на электронные закупки, подтягиваются другие. Если кто-то смог и уже ездит со скоростью 100 км/ч – значит, смогут и остальные.

Юлия Муромец

Учебный центр CNews, курс: «Интернет как оружие в борьбе за клиентов» 26.09