Разделы

Бизнес Финансовые результаты

EastWind: инновации генерируют успех

Во второй половине 90-х годов началось формирование сектора сотовой связи. Тогда же появилась компания EastWind, которая поставляет ПО для предприятий телекоммуникационной сферы. В настоящее время компания предлагает решения класса OSS/BSS и системы биллинга, а также уделяет большое внимание направлению VAS. В планах компании – использовать свои наработки в смежных областях.

Инфокоммуникации, в сравнении с другими отраслями, – молодая индустрия, формирующаяся буквально на наших глазах. Разумеется, развивается она неравномерно. Если для западных стран точка отсчета приходится на последние декады прошлого столетия, то Россия в век ИКТ вступила на десяток с лишним лет позднее, в конце девяностых - начале двухтысячных годов. Рождение компании EastWind связано именно с этим периодом: екатеринбургский вендор программного обеспечения начал свою работу в 1997 году. Это вполне закономерно: во второй половине 90-х началось формирование самого динамичного сектора российской телеком-индустрии - сотовой связи. Новой отрасли требовались новые технологии. И те, кто будет эти технологии создавать. Момент стартапа и для отрасли, и для EastWind в каком-то смысле был шагом в неизвестность: перспективы сотового бизнеса еще невозможно было предсказать. Но путь, выбранный во многом интуитивно, оказался верным – мобильной связи была уготована роль локомотива телеком-технологий.

Рождение продукта

Конец девяностых - начало двухтысячных - время, когда российская сотовая связь прокладывает себе дорогу: лоскутное покрытие, громоздкие мобильные трубки, работающие в стандартах 1-2 поколений – NMT и D-AMPS. Сотовые компании появляются на свет, опережая друг друга. По всем направлениям развитие идет экстенсивным путем, под лозунгом "Еще больше абонентов!". В этих условиях операторам требуются решения, способные автоматизировать рутинные рабочие процедуры и решать самую насущную задачу - расчеты за услуги. Ответ вендора на эту потребность рынка – разработка биллинговой системы EastWind Billing System.

Созданная система была целиком и полностью made in Russia. В ситуации, когда слова "русский софт" считались практически оксюмороном в присутствии мощных зарубежных брендов, вывод на рынок сложного ПО "нашего" производства был неоднозначным решением. Но принимая его, компания исходила не из амбициозного замысла – "переплюнуть" западных вендоров, а из сугубо прагматических соображений: предложить продукт, учитывающий специфику российской мобильной отрасли и условия работы отечественных компаний. Рынок принял инициативу положительно, и с этого момента EastWind вошел в список тех немногих отечественных разработчиков, чья продукция может составить конкуренцию мировым вендорам. В практическом плане это нашло отражение в победе в тендере на поставку биллинговых решений для компаний группы "СМАРТС" (2000) и внедрении EastWind Billing System в филиалах поволжского оператора (2000–2002).

Ключевые партнеры EastWind

Поставщики программных и аппаратных решений:
• Microsoft
• Hewlett Packard/Compaq
INTEL
Cibernet
Телесенс

Ассоциации:
• Союз участников рынка инфокоммуникационных услуг
• Ассоциация "НАИРИТ"

Первое пятилетие нового века для российской телеком-отрасли и, в частности, мобильной связи, было весьма бурным. Сотовый телефон из статусного аксессуара стремительно превращается в предмет первой необходимости, лавинообразно растет число пользователей, и операторский бизнес становится все более привлекательным. С одной стороны, это время острой конкурентной борьбы сотовых компаний, с другой – окончательная победа, в русле мировых тенденций, цифрового стандарта GSM и внедрение тех сервисов, без которых сегодня мобильную связь уже нельзя представить – sms, ussd, голосовая почта и т.д. На этой стадии у операторов формируются новые требования к разработчикам ПО. Все большую роль играют такие параметры, как производительность, надежность и отказоустойчивость. Еще один момент: необходимость предлагать абонентам новые, нестандартные услуги. Наличие привлекательного сервиса в ассортименте оператора - одновременно и средство выделиться в ряду конкурентов, и возможность получать дополнительную прибыль.

В соответствии с этими запросами EastWind продолжает развитие продуктовой линейки - наращивает возможности существующих систем и создает новые. Ассортимент пополняется рядом востребованных разработок: сервисные системы, контакт-центр, SMS и USSD-центры и другие.

Растет и число клиентов. Особенно активно EastWind действует в среднеазиатской части СНГ. В этом регионе сотовая связь появляется на несколько лет позже, чем в России, и опыт разработчика, досконально знающего все механизмы и подводные камни, оказывается чрезвычайно полезным для начинающих операторов. Системы EastWind запускаются в сотовых сетях Киргизии, Таджикистана, Узбекистана.

Новые задачи

В середине двухтысячных годов индустрия переходит к новой фазе – зрелости и насыщения. Сокращается круг игроков, и победившие в конкурентных войнах прочно занимают завоеванные позиции. На первый план выходит уже не стремление "накрутить" доход за счет приращения абонентской базы, а необходимость найти иные способы повышения прибыли. Исчерпав тактику "бури и натиска", рынок обращается к более продуманным стратегическим маневрам. Одновременно идет распространение сетей нового поколения (3G) и тестирование их возможностей.

Программные продукты EastWind

Продуктовая линейка компании EastWind состоит из 4-х основных направлений:

1. OSS/BSS. Системы поддержки бизнеса и операций операторов связи: биллинговые решения, роуминговая платформа, mediation и т.д.;
www.eastwind.ru/products/oss_bss_solutions/

2. Messaging. Транспортные системы, позволяющие предоставлять абонентам услуги передачи данных по различным каналам. В направлении три группы продуктов:
SMS Solutions – системы и сервисы на базе SMS;
USSD Solutions – системы и сервисы на базе USSD;
• MMS Solutions – системы и сервисы для работы с мультимедийными сообщениями.
www.eastwind.ru/products/message_passing/

3. Решения VAS. Системы позволяют предоставлять абонентам услуги с добавленной стоимостью.
• Voice VASголосовые сервисы для абонентов 2 и 3G сетей;
• Video VAS – сервисы, предоставляемые на базе видеотелефонии и услуг передачи данных для абонентов 3G сетей; • Call & Contact Management – сервисы по управлению вызовами и контактами абонентов.
www.eastwind.ru/products/vas_solutions/

4. Call/Contact Center. В направление входят продукты, предназначенные для организации качественного справочно-информационное обслуживания клиентов.
www.eastwind.ru/products/call_center/

Новый блок операторских задач отразился и на политике EastWind. К этому моменту компания выдвинула на рынок системы, которые оптимально отвечали насущнейшим потребностям клиента. В частности, были разработаны продукты, адаптированные для работы в сетях 3G. Эти инициативы получили признание в профессиональной среде, на родине и за рубежом. В 2006 году проект по внедрению EastWind Billing System в 3G-UMTS-сети ведущего таджикского оператора "Вавилон-Мобайл" стал финалистом международного конкурса World Billing Awards (Лондон). А еще через год EastWind запускает новый масштабный проект: внедрение биллинговой системы в 3G-сети федерального оператора "Скай Линк". За 3 года биллинговые решения EastWind были инсталлированы в 16 филиалах компании.

В числе факторов, определяющих развитие телекоммуникаций и в российском, и в мировом масштабе, в последние два-три года отчетливо выделяются два ведущих.

Во-первых, движение к интеграции. Раньше каждая ветвь телеком-технологий развивалась в своем собственном русле, с четко очерченными границами. Сейчас эти ручейки стремятся слиться в единый поток, вбирающий в себя фактически все виды ИКТ: проводная и сотовая телефония, телевидение, интернет, и т.д.

Второе мощное влияние – глобальный экономический кризис. Компаниям-поставщикам телеком-услуг приходится отвыкать от сверхприбылей, спешно искать новые пути приращения доходов, минимизировать затраты, реструктурировать бизнес.

Под действием двух этих факторов мировой телеком в очередной раз меняет свои очертания. Вписаться в эту новую реальность – задача, стоящая перед каждым игроком рынка, будь то оператор или разработчик. В планах компании EastWind как дальнейшая работа в направлении биллинговых технологий, так и разработка продуктов для повышения прибыльности телеком-бизнеса - решений по управлению голосовыми и видеосервисами, приобретающих все большую популярность у пользователей и являющихся важной статьей операторских доходов.

Сегодня ИКТ-сфера все активнее встраивается в повседневную жизнь и влияет на нее. Первое десятилетие XXI века стало стартовым, в перспективе эта тенденция будет только набирать обороты. Использовать накопленный опыт и потенциал, чтобы грамотно управлять ею, быть в постоянном поиске и являться источником новаций, полезных и бизнесу, и обществу в целом – в этом EastWind видит свою стратегическую задачу. Девиз компании - "Совершенствуя будущее" - сегодня актуален как никогда.