Разделы

Бизнес Финансовые результаты

EastWind: инновации генерируют успех

Во второй половине 90-х годов началось формирование сектора сотовой связи. Тогда же появилась компания EastWind, которая поставляет ПО для предприятий телекоммуникационной сферы. В настоящее время компания предлагает решения класса OSS/BSS и системы биллинга, а также уделяет большое внимание направлению VAS. В планах компании – использовать свои наработки в смежных областях.

Слово руководителю

Борис Бубнов: Главное – умение предвидеть будущее

CNews: EastWind появился на рынке достаточно давно – более 10 лет назад. Расскажите вкратце: с чего вы начинали и как пришли к идее работы в телеком-бизнесе?

Борис Бубнов: Это не было озарением. Cкорее, в одной точке удачно сошлись несколько факторов. Мой личный интерес к этой сфере, энтузиазм и даже одержимость единомышленников, понимание, во многом интуитивное, что телеком – это просто сгусток перспектив и возможностей. Вот из этого сплава и возник EastWind. Я убежден в том, что это было удачное начинание.

Бубнов Борис Геннадьевич
- основатель и директор компании EastWind
- дата рождения: 18 марта 1967 года
- образование:
Уральский государственный университет путей сообщения
Академия народного хозяйства при правительстве РФ, MBA, Кафедра "Управление инновационными проектами, инвестициями и рисками"
- Стаж работы в ИТ-индустрии: с 1997 года

CNews: Телеком - молодая индустрия, детище нового времени. Что в ней, на ваш взгляд, особенного по сравнению с другими отраслями?

Борис Бубнов: Скорости другие. К примеру, сотовая связь оперирует понятием "поколение" (generation). Второе поколение, третье, четвертое… В обычном значении поколение – это семьдесят лет, век. А в телекоме срок существования того или иного поколения связи – пять, от силы десять лет. Почувствуйте разницу. Причем эти темпы пронизывают все, каждый фрагмент рынка. И им нельзя не соответствовать, если хочешь хоть чего-то добиться. Не знаю сферы, где парадигмы сменялись бы быстрее. Разве что индустрия гаджетов.

Есть и еще одно отличие. Базовое, задающее сам вектор развития отрасли. Порой, если смотреть на телеком извне, кажется, что события мелькают: новые технологии стремительно появляются и столь же стремительно становятся неактуальными. Но это поверхностное впечатление. Отраслью движет направленный и упорядоченный поток, который чем дальше, тем больше проникает во все сферы человеческой деятельности, влияет на нее.

Нельзя не упомянуть и про гипернасыщенность инновациями. Телеком-индустрия - действительно детище нового времени. И именно здесь сосредоточились лучшие интеллектуальные ресурсы, тут самая высокая концентрация новых идей. Причем шаг от идеи до ее реализации гораздо короче, чем где бы то ни было. Это тоже особенность.

CNews: Какой вендор, в вашем понимании, является успешным? Какой должна быть компания, чтобы продуктивно работать на этом рынке?

Борис Бубнов: Если в целом, главное – умение предвидеть будущее. И управлять им. На мой взгляд, это и одна из задач вендора, и ключ к его собственному успеху. С другой стороны, упускать из внимания текущий момент, актуальные потребности клиента тоже нельзя. Разработчик вообще находится в двойственной ситуации: он должен делать и то, что необходимо рынку прямо сейчас, и одновременно видеть (и формировать) перспективу, работать на опережение. Если обе эти способности сочетаются должным образом, если усиливают одна другую – у вендора есть все шансы завоевать рынок.

CNews: Давайте обозначим основные тенденции развития рынка современного телекома.

Борис Бубнов: Прежде всего, я бы говорил об укрупнении и консолидации. Во всех смыслах. Крупные игроки продолжают скупать региональные компании, усиливают свое присутствие на развивающихся рынках. С другой стороны, идет консолидация технологий: сотовые компании осваивают фиксированный доступ и передачу данных, фиксированные операторы продолжают увеличивать число абонентов широкополосного доступа.

Можно отметить большой потенциал услуги передачи данных как фиксированного, так и беспроводного доступов. Здесь мы наблюдаем большую активность всех игроков рынка. Трафик передачи данных растет в геометрической прогрессии, вместе с тем насыщенность этого рынка все еще низкая.

Еще один тренд: переключение интереса с голосовых услуг в область сервисов. Он вполне закономерен. Если в направлении голосовых услуг царит полный штиль, то прогноз по доходности VAS-рынка более чем благоприятен.

CNews: Что ваша компания предлагает рынку сегодня?

Борис Бубнов: То, что ему необходимо. Во-первых, это решения класса OSS/BSS и их флагман - биллинг. В определенном смысле EastWind Billing System – продукт, который никогда не устареет. Какие бы предпочтения ни управляли сию минуту отраслью, без автоматизированных систем расчета не обойдется ни одна компания, работающая с массовым пользователем. Конечно, актуальность нашего биллинга и его функционал развиваются вместе с рынком. В свое время система стала конвергентной по части онлайн-офлайн тарификации и по видам доступа, сейчас это универсальный комплекс, позволяющий тарифицировать услуги на базе как мобильной, так и фиксированной сети, будь то телефония, кабельное телевидение или тот же широкополосный доступ.

Большое внимание мы уделяем и направлению VAS. Исходя из описанных тенденций, подобного рода решения сейчас – ключ к увеличению операторского дохода. Сервисы класса Messaging, Voice, услуги для сетей нового поколения и особенно сервисы управления вызовами и контактами – этот набор наиболее востребован. В этом направлении мы продвигаем и ряд специальных вариантов сотрудничества. Например, схемы разделения доходов или схема SaaS, когда услуга оказывается на оборудовании, расположенном на нашей территории.

CNews: То есть вы и дальше будете делать упор на телекоме?

Борис Бубнов: В целом, да. Мы довольно уверенно чувствуем себя на этом рынке, видим много перспектив. Другое дело, потенциал компании и нацеленность на развитие позволяют нам не ограничиваться только этой сферой. Есть несколько очень интересных направлений, в которых компетенции и опыт EastWind можно успешно применить.

CNews: Какие именно?

Борис Бубнов: Мне интересно, как использовать наработки EastWind в иных, смежных областях. Сейчас я вижу несколько таких "точек роста". Они все на разной стадии технологического развития: какие-то уже воплощаются в жизнь, где-то есть только идея, общее представление. Но в каждом случае речь идет о проектах доходных и перспективных.

Взять, к примеру, М2М-технологии. В общем смысле это организация непосредственного автоматического взаимодействия различных устройств, машин, друг с другом. Сфера применения этих технологий весьма широка. Это и "умные дома", и мониторинг среды или объектов, и новые системы безопасности, и дистанционное управление, и диагностика оборудования и так далее. Основной плюс – совершенно фантастические возможности по сокращению издержек. А мировой кризис, согласитесь, заставил нас гораздо серьезнее относиться к таким вещам. И, разумеется, это задел для развертывания принципиально новых бизнесов, прибыльных или социально-значимых. Или, допустим, новые концепции мобильной рекламы. Это не только геотаргетинг, который сейчас набирает обороты в интернет и телеком-среде, но еще более глубокая работа с аудиторией.

И это только пара наиболее устоявшихся, скажем так, трендов. А в поле зрения EastWind – еще с десяток, как минимум.

Развитие этих направлений уже идет. Другой вопрос, как приблизить момент, когда человек, используя одно-единственное устройство (тот же мобильный), будет совершать все виды покупок, оплачивать счета, бронировать билеты, давать команду домашней микроволновке разогреть ему ужин к семи и получать информацию о маршруте, которым стоит ехать, чтобы успеть к этому самому ужину, - здесь фронт работ открывается просто колоссальный. В том числе и для нашей компании. Так или иначе, технологическое воплощение этих идей во многом завязано на телеком-технологиях. Они становятся узловыми, обеспечивая информационное взаимодействие элементов внутри всех этих многоуровневых систем.

Безусловно, в создании и внедрении таких технологий будет задействовано множество участников. Так что консолидация усилий существенно ускорит процесс, тем более, у каждой из сторон есть свои интересы и выгоды. Поэтому мы открыты к сотрудничеству и инновационному партнерству. Разработки EastWind имеют, на мой взгляд, очень серьезный потенциал генераторов новых бизнесов, ориентированных на технологическое и рыночное лидерство.