Разделы

Телеком Бизнес

VON 2006: IP-телефонии пора повзрослеть

Современные IP-коммуникации в России представлены в уже существующих и нарождающихся сервисах лишь фрагментарно. IP-телефония похожа на угловатого подростка, который мнит себя взрослым, но не дозрел даже до юношества. Пора уже задуматься хотя бы о переходном возрасте.

Некарточная альтернатива

Тем временем в России ведется выработка новых бизнес-моделей IP-телефонии. Герман Мызовский, главный специалист Tario – компании, которая продвигает альтернативный «карточным» проект Sipnet, поставил вопрос о возможности операторов, поставляющих услуги VoIP на базе широкополосного доступа в интернет, зарабатывать не на «продаже минут», а услуг. Впрочем и с тривиальной продажей голосового трафика, которую успешно освоили зарубежные операторы, предлагающие тарифные планы с фиксированной абонентской платой для звонков по отдельным регионам или всему миру (flat rate), в России далеко не все гладко. По мнению г-на Мызовского, этот бизнес в стране просто не работает по причине низкой платежеспособности населения, высокой себестоимости дальней связи, «катастрофически низкого проникновения широкополосного качественного интернета» и недостаточной технической грамотности большинства пользователей. В результате число пользователей голосовых услуг на базе IP в России оценивается на уровне сотых долей процента. Так что ожидать появления в России аналогов американской компании Vonage, которая предлагает за пару десятков долларов в месяц неограниченную телефонную связь по всему миру, в ближайшее время вряд ли стоит.

«За 10 лет мы так и не научились собирать деньги», - сетует Герман Мызовский. Он мечтает зарабатывать на продвинутых мультимедийных услугах, за которые «не стыдно было брать деньги». Однако это время еще не пришло - россияне еще «не наговорились по телефону», и в стране существует «дефицит минут». Будущие бизнес-модели г-н Мызовский связывает, в частности, с интеграцией голоса с платными веб-ресурсами и контекстной рекламой. Но и здесь лежат «подводные камни» - у россиян почти нет практики онлайновых платежей (дилерские сети из-за высокой комиссии здесь непригодны) и отсутствует культура оплаты контента. «Люди готовы платить за доступ к интернету при условии, что дальше все будет бесплатно», - справедливо считает Герман Мызовский.

Но трудности на пути развития современных IP-коммуникаций лежат не только в социально-экономической, но и технической плоскости. Главный специалист Tario посетовал на «крайне недружественное IP-окружение» для голосовой связи и «сомнительные технологии, которые все используют»? Все это, по его мнению, не позволяет добиться «стабильных результатов и высокого качества работы» и создать сервис «одной кнопкой».

«Те протоколы, которые опубликованы в виде рекомендаций Международного союза электросвязи, не предназначены для коммерческого использования», - утверждает г-н Мызовский. Он также напомнил о дороговизне лицензирования стандартных кодеков (плата за их использование составляет порядка $1,5 млн в год) и об ограничениях по использованию широкополосных кодеков для российского «узкополосного широкополосного доступа».

Абонентская база Sipnet, тыс. чел

 Абонентская база Sipnet, тыс. чел

Источник: Tario

Сам проект Sipnet, который еще не вышел на самоокупаемость, развивается очень активно – с момента его запуска осенью прошлого года абонентская база «взлетела» почти в 100 раз – с 2000 до 160-170 тыс. При этом постоянное «ядро» сервиса составляет около 30 тыс. человек, которые в основном и используют платные звонки. А те 520 тысяч регистраций, которые сделаны на сайте компании, по словам самих разработчиков, - это число «настолько же фантастическое, насколько и нереальное». Пользуясь «бесплатным сыром» (компания Tario на первом этапе не только сделала бесплатными звонки в Москву и Санкт-Петербург, но и доплачивает каждому зарегистрированному пользователю 1$ для тестирования сервиса), подписчики Sipnet решили использовать открывшиеся им возможности «на полную катушку». По словам Германа Мызовского, не редкостью была регистрация десятков аккаунтов с одного IP-адреса (в Северной Африке поставлен абсолютный рекорд – 385 регистраций). Однако авторы проекта рады большому позитивному отклику и энтузиазму пользователей, как и тому, что он был «тиражирован» в других странах, что, по их мнению, свидетельствует об успешности данной модели на начальном этапе.

Не стать «трубой»

Тем временем на российском телекоммуникационном рынке понемногу набирают популярность услуги IP-Centrex, которые подразумевают предоставление корпоративным абонентам телефонных сервисов, присущих самым мощным IP АТС. При этом оборудование находится на стороне оператора, а конечный пользователь получает современные услуги с минимальными первоначальными затратами (случается даже, что компании в целях сокращения расходов устанавливают на компьютеры сотрудников бесплатные программные IP-телефоны). Как отметил Илья Федорушкин, директор по продажам мультисервисных услуг компании «РТКомм.Ру», которая предоставляет услуги IP-Centrex с осени прошлого года на базе оборудования BroadSoft, клиентам доступны порядка 230 функций. При этом у них имеется возможность выбора от минимального набора сервисов до максимального с соответствующими тарифами, возможность управлять услугами через веб-интерфейс и др. Часто «РТКомм.Ру» отдает на аутсорсинг свою платформу другим операторам, которые работают напрямую с абонентами. В этом случае операторы-посредники избавляются от серьезных инвестиций в оборудование (от нескольких сот тысяч до миллиона долларов), необходимости содержать квалифицированный техперсонал и не несут больших рисков в случае, если услуга вдруг «не пошла». Число пользователей услуги IP-Centrex у компании «РТКомм.Ру», по оценке Ильи Федорушкина, составляет около 50; при этом число терминалов колеблется от 3 до 30.

По словам директора по развитию SentitiО Networks Алкеса Лопатина, эволюция сетей и услуг происходит в направлении от предоставления сервисов из ядра сети (так называемые интеллектуальные услуги), которые в основном сводились к переадресации вызовов и другим базовым элементарным услугам, к сетям NGN. В последнем случае услуги могут быть развернуты на многих элементах сети, причем не обязательно на тех, которые находятся под контролем оператора, а, например, с абонентских устройств – с IP-телефонов. Осознав, что бороться с этим явлением практически невозможно, многие американские и западноевропейские операторы стали под него подстраиваться. Скажем, пытаться удержать клиентов какими-то протоколами и архитектурами, такими, например, как MGCP, и разворачивать сервисы с контролируемых ими серверов услуг. По мнению Алкеса Лопатина, пример компании «РТКомм.Ру», предоставляющей продвинутые сервисы в своей сети, свидетельствует о том, что этот опыт может быть положительным и в России.

По словам Игоря Масленникова, появление в нашей стране такого сорта услуг свидетельствует о том, что мы не находимся в стороне от всемирного потока инноваций в сфере инфокоммуникаций. По его мнению, услуга голосовой связи перестает быть единственной или даже самой важной в большом пакете услуг, и к тому же, зачастую оказывается бесплатной (вспомним опять же Skype, SIPnet или GoogleTalk).

«Что могут противопоставить сегодняшние операторы «утеканию» телефонных минут из их биллинговых систем? Большее удобство, большую надежность, большую защищенность, большую интегрированность голосовых услуг с неголосовыми, большую гибкость своих услуг услугам бесплатным. Иначе они превратятся в «канализацию» - в простых поставщиков дешевых IP-каналов», - предрекает г-н Масленников. Он уверен, что предоставление услуг Hosted PBX или IP-Centrex – как раз и есть возможность такое сделать. В этом случае оператор превращается из поставщика «трубы» для перекачки трафика в поставщика услуги, а его клиенты избавляются от «головной боли» по поддержанию и развитию непрофильного для их бизнеса «телефонного хозяйства», отдают его оператору на аутсорсинг.