Разделы

Телеком Бизнес

VON 2006: IP-телефонии пора повзрослеть

Современные IP-коммуникации в России представлены в уже существующих и нарождающихся сервисах лишь фрагментарно. IP-телефония похожа на угловатого подростка, который мнит себя взрослым, но не дозрел даже до юношества. Пора уже задуматься хотя бы о переходном возрасте.

Еще одно приложение

Несмотря на то, что конференция, как следует из ее названия, была посвящена вопросам передачи голоса поверх Сети, тема видеоуслуг, оказываемых на базе интернет-протокола, не осталась в стороне от внимания и на этот раз. И это не случайно – ведь телефония все чаще оказывается просто одним из сервисов в пакете мультимедийный услуг (фраза «voice is just another application” – «голос – это всего лишь одно из приложений» стала уже крылатой), в числе которых IPTV. Директор по развитию «Коминфо Консалтинг» Евгений Соломатин определил этот сервис как «прямую доставку сигнала на телевизионные приемники абонентов – конечных пользователей по IP-сетям». При этом он подчеркнул, что такой сетью не обязательно является интернет, а конечным устройством на стороне клиента является отнюдь не компьютер, а именно телевизор. В этой связи г-н Соломатин выявил следующую маркетинговую проблему, которую придется решить операторам, стремящимся расширить целевую аудиторию за счет «домашних» абонентов, не имеющих компьютера. Дело в том, что потенциальным рынком для таких провайдеров являются более многочисленные пользователи, которые смотрят ТВ по телевизору, в то время как основной технологией для доставки сигнала является широкополосный доступ, который рассчитан на владельцев компьютеров.

Другой важной мировой тенденцией, по мнению Евгения Соломатина, является борьба между каналами дистрибуции видеоконтента, которая развернулась между сетями широкополосного доступа и традиционными каналами, такими как пункты продаж и проката видеокассет и CD/DVD-дисков. И в эту борьбу втянуты как операторы связи, стремящиеся поднять за счет новых услуг свой ARPU, так и контент-провайдеры, заинтересованные в развитии альтернативных каналов дистрибуции. Евгений Соломатин отметил, что в этой связи полезно использовать опыт сотовых операторов, которые отказались от идеи самостоятельного развития контент-услуг, передав эту функцию специализированным контент-провайдерам. В противовес общепринятому мнению о том, в плане предоставления услуг IPTV наилучшие шансы имеют альтернативные операторы, он считает, что в России больший успех будет сопутствовать традиционным операторам, имеющих большую абонентскую базу. Г-н Соломатин также отметил, что минимальная сумма, которую готовы платить люди за телевидеосервисы, оказалась относительно высокой. Это, в совокупности с падением стоимости оборудования приводит к тому, что и в российских регионах возможно создание прибыльных IPTV проектов, о чем свидетельствует опыт компании CTI, которая реализовала в данной сфере более десяти проектов.

По словам Игоря Масленникова, появление темы IPTV - совершенно естественная и абсолютно логичная вещь, один из этапов или одна из сторон той самой всемирной IP-перестройки – в IP постепенно уходит все, обогащаясь «по дороге» новыми возможностями, качественно перерождаясь. «Как IP-телефония не является «копией» традиционной телефонии, а гораздо более богатой и разнообразной в своих проявлениях технологией, так и IPTV кардинально меняет представления о возможностях телевидения и медиа бизнес-моделях, - считает он. Это происходит за счет того, что в отличие от существующих сегодня форм телевидения (эфирного, кабельного или спутникового), IPTV интерактивно. С абонентами IP-TV оператор может работать на индивидуальной основе, и во что это выльется через пять-десять лет, как оно повлияет на рынок, например, телевизионной рекламы или как будет встроено в политтехнологии – можно только гадать».

Действительно, московский проект «Стрим-ТВ» уже на первом году жизни предлагает, кроме трансляции множества телеканалов, вещание музыки в виде тематических «радиостанций» с отличным качеством, набор сетевых игр, услугу виртуального кинозала и скоро начнет предоставлять услугу VoD - показ фильмов по требованию.

Г-н Масленников уверен, что через год набор услуг «Стрим-ТВ» будет выглядеть еще более непривычно для «телевизионного» сервиса. В перспективе он видит добавление к ним новых коммуникационных возможностей и таких направлений как T-commerce и T-learning, которые кардинально отличаются от сегодняшних традиционных телепрограмм таких как «Магазин на диване» или «Очумелые ручки». По мнению г-на Масленникова, именно IP-TV вполне может стать катализатором развития широкополосного IP-доступа, которым, к сожалению, не стала IP-телефония. Он связывает это с тем, что в развитии IP-TV должны быть очень заинтересованы традиционные операторы, испытывающие большие трудности в связи с отсутствием перспектив развития самих себя как телефонных операторов, но владеющих инфраструктурой доступа и готовые поиграть на чужом «телевизионном» поле.

Рынок платного ТВ в мире на 2009 год (прогноз)

Рынок платного ТВ

Источник: Forrester Research

Тем не менее, в ближайшие три года, по прогнозам Forrester Research, доля IP TV среди других типов платного ТВ будет относительно невысокой – эти услуги будут приносить провайдерам примерно десятую часть всех доходов.

Вендоры подталкивают к IP

Практически все производители телекоммуникационного оборудования имеют в линейке своих продуктов решения, так или иначе поддерживающие интернет-протокол. При этом речь идет не только о крупнейших мировых поставщиках, таких как Cisco Systems, Nortel, Avaya, Siemens Communications, Alcatel, Huawei Technologies и других, но и разработчиках российского происхождения. Одному из наиболее процветающих производителей - российско-канадской фирме MERA Systems удалось, по данным Infonetics и iLocus, занять 4% мирового рынка программных коммутаторов (софтсвичей). При этом доля рынка в России и СНГ, по оценкам самой компании, составляет около 70%. На выставке «Связь-Экспокомм» MERA объявила о выпуске нового поколения софтсвичей – MVTS II, которые предназначены для обработки больших объемов голосового трафика на сложных распределенных VoIP-сетях. Главными конкурентными преимуществами решения MVTS II, которое уже развернуто на сетях ряда российских и зарубежных операторов, являются дополнительные возможности интеллектуальной маршрутизации на основе стоимости и качества маршрутов и других параметров.

Вместе с тем, по мнению Алкеса Лопатина, производителям оборудования нового поколения, в том числе и софтсвичей, не удалось решить основную задачу, изначально поставленную Форумом VoIP, - расширить спектр предоставляемых услуг. Их решения, считает г-н Лопатин, в основном направлены на перевод с одной транспортной инфраструктуры (TDM) на другую (IP).

ВТО в миниатюре

Вместе с тем, некоторые аналитики не исключают, что инфраструктурная среда будущих телекоммуникаций может быть основана на других технологиях, не обязательно на IP. Но, как считает Александр Голышко, главный эксперт «Комстар-ОТС», она обязательно будет единой, что позволит любому поставщику (и даже не связисту) придумать такой бизнес-процесс, который будет интересен пользователю. В роли таких поставщиков, по его прогнозам, окажутся конвергентные виртуальные сетевые операторы, которые постепенно возьмут на себя взаимоотношения с абонентами. А за существующими сегодня традиционными операторами останется задача интенсивного развития сетевой инфраструктуры, которая должна обеспечить «охват и широкополосность». Одновременно, по мнению г-на Голышко, будет происходить глобализация рынка услуг, приоритетное развитие сервисов, основанных на новейших информационно-коммуникационных технологиях, сближение мобильной и фиксированной связи, рост независимости сервис-провайдеров, продолжение демонополизации рынков услуг, которая уже привела на развитых странах к изменению структуры рынка в пользу местной связи, постепенное ослабление роли государства в регулировании тарифов, выход национальных операторов и контент-провайдеров на международные рынки. В целом, как считает эксперт, конвергентная сервисная среда охватывает всю планету, облегчая выход игроков на новые рынки. Обратная сторона такой конвергенции, создающей «ВТО в миниатюре», заключается в том, что операторы, которые от нее откажутся или разрешат доставку контента сторонним компаниям, в конечном счете, сведут все ценности своей сети к роли простого транспорта, предупреждает Александр Голышко.

Виталий Солонин / CNews