Спецпроекты

Как заставить "Газпром" и нефтяников инвестировать в инновации? CNews консультирует государство

Бизнес Тендеры Инвестиции и M&A Финансовые результаты
Агентство CNews Analytics по заказу одного из федеральных ведомств правительства РФ подготовило аналитическую записку "Стимулирование инновационной активности сырьевых корпораций". В ней показан опыт стран с экономикой, похожей на российскую, по стимулированию сырьевых отраслей промышленности к развитию инноваций. Также в исследовании предложены конкретные меры, которые могли бы способствовать этому процессу в российских корпорациях.

Уровень развития корпоративных инноваций в России находится в зачаточном состоянии. Крупнейшие компании, выручка которых формируется в основном из экспорта сырья (нефть, газ, металлы и соответствующая продукция), довольно неохотно вкладывают свои средства в технологические разработки, которые не гарантируют коммерческой выгоды и требуют многолетних инвестиций в опытное производство. А в связи с наступлением кризиса многие из них стали сокращать расходы на НИОКР, которые в сравнении с инвестициями международных сырьевых компаний и так были не велики.

Резонанс

Аналитическая записка была передана заказчику 26 октября 2009 г. Уже 6 ноября с заявлением на эту тему перед депутатами Госдумы выступила глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина. "Мы не сможем существенно повысить частное финансирование НИОКР, пока к этому не подключатся компании естественных монополий, компании нефтегазового сектора",— заявила министр. Затраты на НИОКР у госмонополий сегодня составляют от 0,1 до 0,4% бюджета. По мнению Набиуллиной, необходимо "ввести обязательное требование к таким компаниям по разработке программ технологического инновационного развития и конкретных планов по разработке технологий".

25 ноября, выступая на заседании комиссии по модернизации российской экономики, президент Дмитрий Медведев также прокомментировал тему инновационного развития крупнейших государственных компаний: "У нас в стране очень большой государственный сектор. Во всяком случае, я в послании называл цифру – практически сорок процентов от общего объема экономики. Если брать сугубо корпоративный сектор, это процентов двадцать пять, но все равно это очень значительные цифры. Поэтому нам нужно вовлечь наши государственные структуры в эту работу, а то они там варятся в собственном соку. Я сам был председателем совета директоров одной крупной компании в течение восьми лет, знаю, как там решения принимаются. И в других компаниях тоже свои большие инвестиционные проекты, они важные, но они в разрыве от того, что мы сейчас делаем.

Поэтому есть предложение позвать на одно из ближайших заседаний руководство всех крупнейших государственных компаний. Пусть расскажут, что они делают с инновациями и по нашим приоритетам, и озадачим их как следует".

Российские сырьевые корпорации ориентируют свои RnD-центры на проектирование относительно простого оборудования и поверхностной оптимизации технологий. В тоже время, высокотехнологичное оборудование и принципиально новые технологии закупаются ими за рубежом. Отечественные исследовательские институты, работающие при нефтегазовых компаниях или выполняющие разработки по их заказу, часто попросту не готовы решать долгосрочные задачи, которые требуют больших вложений и сопровождаются высоким риском. Да и число исследовательских центров, специализирующихся на нефтегазовых НИОКР, значительно сократилось за последние 20 лет. А многие разработки даже не выходят из стен институтов - до коммерческого использования, по оценкам экспертов, доведено не более 20% из них.

Создать условия или заставить

Цели, которые должны быть поставлены государством для преодоления указанных проблем, видятся следующими. Во-первых, использовать ресурсы корпораций для возрождения отраслевой науки, развития малого и среднего бизнеса, стимулирования возникновения команд разработчиков и других форм инновационной деятельности. Во-вторых, централизовать потребности сырьевых компаний в высокотехнологичных разработках, исключив дублирующее финансирование. В-третьих, в конечном счете, крупные государственные монополии, которые сегодня тормозят инновационную экономику, должны стать двигателем, главным заказчиком и основным потребителем научно-технических достижений. В четвертых, заключить с корпорациями неформальный общественный договор, задача которого – повысить их внимание к инновационной составляющей в собственном бизнесе и в конечном итоге достичь показателя доли НИОКР в ВВП на уровне 3-4% в ближайшие 5 лет.

Есть, у кого учиться

В экономически развитых странах мира инновационная экономика складывалась в разное время и опиралась на разные факторы. Но в каждой стране именно государство играло если не решающую, то ключевую роль в формировании рынка инноваций. В таблице приведены основные формы государственного регулирования, которые использовались для стимулирования инновационной экономики в разных странах.

Основные направления государственной инновационной политики стран мира

Направление инновационной политики Специфика Страны
Оптимизация структуры национальной инновационной системы Оптимизация государственной системы управления и планирования в сфере инноваций Япония, Норвегия, Индия, Чили
Оптимизация государственного финансирования науки и инновационной сферы США, Франция, Великобритания, Дания, Норвегия, Швеция, Тайвань, Австралия
Развитие фундаментальных исследований Великобритания, Швеция, Словения
Стимулирование инновационной кооперации бизнеса и науки (университетов) внутри страны Стимулирование симметричного сближения университетов и корпораций США, Финляндия
Крупные государственные вложения в науку и инновационную сферу и привлечение национального частного капитала Израиль, Финляндия
Стимулирование инновационной активности частного сектора с привлечением иностранных капиталов в инновационную сферу Великобритания, Ирландия, Китай, Корея, Малайзия, Индия, Израиль
Стимулирование инновационной инициативы научного сектора Германия, Япония, Новая Зеландия, Дания
Интеграция в международные инновационные сети Комплексная интеграция Финляндия, Израиль, Нидерланды, Китай
Технологическая специализация Корея, Малайзия, Сингапур, Тайвань, Индия
Налаживание внутренних инновационных сетей Создание особых условий для образования связей в инновационной сфере США, Норвегия, Ирландия
Стимулирование инициативы регионов Франция, Германия, Финляндия
Формирование национальной инновационной системы Реструктуризация госсектора науки Болгария, Польша, Литва
Инициирование интеграции науки и образования Латвия, Эстония, Чехия
Вовлечение малого и среднего бизнеса в инновационную сферу Румыния, Чехия, Словакия, Латвия, Эстония, Турция, Чили
Определение приоритетных экспортных направлений в области высоких технологий Чехия, Румыния, Чили, Турция

Источник: Материалы международного форума "Инновационные технологии и системы" в Минске, 2006.

Большинство стран, чья экономика во многом построена на сырьевых запасах, до сих пор не смогли добиться (или даже не стремились) значительного увеличения инновационной составляющей в своем экспорте. В экономической науке такое положение дел характеризуется как "нефтяное проклятье". Некоторые из государств, например ЮАР или Чили, используют ресурсную базу для привлечения в страну иностранных инвесторов, создавая им комфортные условия для работы. Другие инвестируют деньги в глобальные корпорации, создавая, таким образом, почву для дальнейшей диверсификации доходов. Так поступает, к примеру, ОАЭ.

Расходы государств на НИОКР, % ВВП

Увеличить

Источник: Oecd.org

Эмират Абу-Даби создал две инвестиционные компании - Advanced Technology Investment Company (ATIC) и Mubadala Development Company, которые сфокусировались на управлении обширным и экономически диверсифицированным портфелем высокотехнологичных компаний. Сферы интересов арабских инвесторов - энергетика, аэрокосмическая промышленность, недвижимость, здравоохранение и высокие технологии. Самая известная сделка, которая была завершена весной 2009 года, - инвестиции в американского производителя чипов AMD 825 млн долл. Взамен арабские компании получили 50% производственных активов AMD.

Подробнее рассмотрим специфику и опыт стимулирования инновационной деятельности в странах, чья экономика больше походит на российскую.

Норвегия

Структура экономики Норвегии похожа на структуру российской экономики. Обе страны являются значимыми игроками на мировом рынке нефтедобычи. В обеих странах существует проблема старения ресурсной базы, истощения запасов и вследствие этого необходимость разработки новых месторождений, находящихся в труднодоступных регионах. Рост издержек на добычу полезных ископаемых делает для обеих стран актуальным вопрос развития и использования новых технологий.

Норвегия до сих пор остается сырьевым придатком Европейского союза, по многим параметрам отставая от стран-соседей. Однако курс на инновации, который был провозглашен в стране несколько лет назад, дал ей возможность стать мировым лидером в ряде сегментов нефтегазовых технологий.

Таким образом, государственная политика Норвегии по стимулированию инновационной деятельности может представлять интерес для России.

Страна/факты:

  • Норвегия — страна с одним из самых высоких показателей ВВП на душу населения в мире.
  • К 2010 году Норвегия ставит целью повысить инвестиции в НИОКР до 3% ВВП (текущие показатели см. на графике выше).
  • Нефтяные компании в Норвегии платят корпоративный налог 28% и специальный налог 50% на сверхприбыль от нефтяной деятельности.

В 2005 году в Норвегия провела реформу системы инновационного развития2. Был распущен совет по инновациям, а его функции возложены на Норвежский научно-исследовательский совет и правительственное агентство "Инновационная Норвегия". Оно подчиняется министерству торговли и промышленности и регулирует исследования, предпринимаемые в интересах корпоративного сектора. Оно же отвечает за предоставление норвежским компаниям субсидий и кредитов на проведение НИОКР и несет ответственность за интернационализацию норвежских исследований. Агентство имеет представительства во всех норвежских регионах и 30 странах.

Венчурные кредиты в Норвегии выдаются государственным агентством "Аргентум" и Норвежской корпорацией промышленного развития. Государственные гарантии по кредитам высокого риска предоставляет государственное агентство GIEK. Государственное агентство SIVA является совладельцем научных парков и бизнес-инкубаторов.

Норвегия является мировым лидером в нефтегазовых технологиях3. Это объясняется тем, что страна добилась значительных успехов в инновационном развитии: при наличии уникальной ресурсной базы норвежские компании научились воспринимать и использовать внешние знания и исследования, компенсируя низкий уровень собственных НИОКР.

В данном случае государство софинансирует НИОКР сырьевых компаний. Так, важную роль в формировании инновационной активности корпораций играет Министерство нефтяной промышленности и энергетики Норвегии. Оно распределяет 25% из фонда государственных средств на фундаментальные и стратегические исследования и 75% бюджета энергетических НИОКР. Эти деньги идут на поддержку программ, в которых непосредственно задействованы участники энергетического рынка.

Норвегия смогла добиться того, чтобы иностранные корпорации, работающие на местном рынке, проводили локализацию своих технологий в стране или передавали их норвежским научно-исследовательским институтам. Для этого использовались различные поощрения и вознаграждения. Таким образом, Норвегия сумела одновременно создать свою национальную инновационную систему и сделать ее частью глобальной.