Разделы

Бизнес Тендеры Инвестиции и M&A Финансовые результаты

Как заставить "Газпром" и нефтяников инвестировать в инновации? CNews консультирует государство

Агентство CNews Analytics по заказу одного из федеральных ведомств правительства РФ подготовило аналитическую записку "Стимулирование инновационной активности сырьевых корпораций". В ней показан опыт стран с экономикой, похожей на российскую, по стимулированию сырьевых отраслей промышленности к развитию инноваций. Также в исследовании предложены конкретные меры, которые могли бы способствовать этому процессу в российских корпорациях.

Что, на ваш взгляд, мешает российским сырьевым корпорациям больше инвестировать в НИОКР и становиться заказчиками инноваций в России?

Дмитрий Васютинский, управляющий директор венчурных фондов "Альянс Росно Управление Активами":

Препятствий для внедрения инноваций у российских корпораций, по сути, нет. Но нет и необходимости инвестировать в новые технологии. Целью любой компании является увеличение капитализации. Ее рост достигается за счет определенных факторов. Для отечественных корпораций в настоящий момент времени в перечне этих факторов технологичность и инновационность не являются приоритетом. Есть более важные факторы, которые способствуют росту капитализации.

Почему в США, в Японии или в Европе у крупных компаний есть спрос на технологии? Потому что на тех рынках инновационность является важным фактором для роста капитализации. Все эти рынки достаточно конкурентные. А в конкуренции за потребителя появляются основные компоненты, которые способствуют спросу на инновации.

Компания может оставаться на рынке и сохранять способность конкурировать, только при условии, если она является более эффективной. Использование инновационных технологий повышает эффективность производства и доставки продуктов, эффективность управления компанией, дает возможность оперативно обновлять перечень товаров и услуг.

В России более важными факторами с точки зрения роста капитализации являются, например, слияния и поглощения. Когда корпорации в развитых странах увеличивают доли рынка за счет внедрения инноваций, российские делают это через покупки других игроков.

Кроме того, государство в России зачастую вводит разного рода заградительные пошлины для иностранных компаний. Таким образом, установление барьеров для новых игроков искусственно снижает конкурентность рынка. На Западе же регуляторы и законодатели стараются максимально убирать барьеры для входа новых игроков на рынок, тем самым давая им возможность открыто конкурировать.